Нововведение отчасти напоминает существовавший ранее Единый социальный налог (ЕСН). При этом владельцам бизнеса стоит учитывать, что смена сборщика взносов создает риск потери информации о выплатах, поэтому компаниям требуется провести сверку расчетов с ПФР.
С начала года во второй части Налогового кодекса появилась новая 34-я глава, которая касается вопросов исчисления и уплаты страховых взносов. Согласно ей, юридические лица вместе с удержаниями по НДФЛ перечисляют налоговой инспекции (ИФНС): страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы на обязательное медицинское страхование; страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Только страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по-прежнему остаются в полном ведении Фонда социального страхования.
Для сдачи отчетности налоговой службе информация о страховых взносах собирается в расчете, форму которого утвердила ФНС, выпустившая соответствующий приказ (от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551). Компании обязаны подать расчет в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим годом или отчетным периодом. За I квартал 2017 года такая форма представляется не позже 2 мая. При этом расчеты и уточненные расчеты по страховым взносам за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, сдаются в соответствующие органы ПФР и ФСС РФ в порядке, который действовал до указанной даты.
Помимо смены сборщика взносов и формата отчетности, в этом году обновились коды бюджетной классификации (КБК), которые указываются в банковских платежных поручениях при уплате государственных сборов. Это создает дополнительное поле для бухгалтерских ошибок.
Чтобы снизить риск возникновения проблем из-за многочисленных нововведений, компаниям рекомендуется заняться квартальной отчетностью заранее и сделать акт сверки расчетов с Пенсионным фондом по состоянию на 31 декабря 2016 года. В особенности это касается тех, кто держит большой штат.
По установленной процедуре, Пенсионный фонд обязан передать данные о прошлогодних расчетах с юрлицами в ФНС, а это может сопровождаться частичной потерей информации об остатках, т.е. задолженностях и переплатах компаний. С помощью акта сверки компания может уточнить текущий статус расчетов с государством, который позволит избежать дополнительных расходов как в виде пени и штрафов, так и в формате переплаты по отдельным сотрудникам.
Как оформить акт сверки с ПФР?
Как показывает бухгалтерский опыт, операторы, которые используются фирмами для сдачи электронной отчетности, как правило не помогают в решении подобной задачи. Поэтому сверить расчеты можно только через прямое взаимодействие с Пенсионным фондом. Официально акт сверки будет называться «Справкой о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам за 2016 год».
Один из вариантов ее оформления – отправка запроса через личный кабинет компании на сайте ПФР, в котором также отражается история внесения страховых взносов. Своевременность ответов на портале Фонда контролируется, как и на сайтах других государственных органов.
Другой вариант получения справки о состоянии расчетов – оформить запрос на бланке компании и направить курьером в региональное управление Пенсионного фонда.
По итогам сверки от фирмы могут потребоваться дополнительные действия: либо оплата задолженности, либо совместная с Фондом корректировка данных при наличии расхождений в расчетах.
В заключение стоит отметить, что контролирующий орган обязан сообщить плательщику страховых взносов о каждом известном факте переплаты. В течение десяти рабочих дней со дня ее обнаружения уведомление с обязательным указанием суммы отправляется юридическому лицу в письменной или электронной форме. При этом контролирующий орган самостоятельно принимает решение о зачете переплаченной суммы в счет предстоящих платежей.