К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Говядина в апельсинах. Как американские фермеры пробились на рынок Японии

Фото Ty Wright / Getty Images
Фото Ty Wright / Getty Images
Статья о либерализации условий торговли фруктами и мясом между США и Японией была опубликована в американском Forbes 28 ноября 1988 года

Япония наконец-то открывает свой рынок для импорта говядины и цитрусовых из США. А теперь загадка для сообразительных: кто вдруг начал скупать фермы крупного рогатого скота и апельсиновые плантации в Америке?

28 октября гигантская ферма Селкирк в городе Диллон в штате Монтана сменил хозяев. Стоимость сделки: около $13 млн за 30 000 га и 6 000 голов крупного рогатого скота. Покупатель: Zenchiku, импортер, переработчик и дистрибьютор мясной продукции в Токио, его доходы достигают $1,5 млрд.

Управлять фермой от имени компании будет Джон Морс. Он занимается сельским хозяйством уже более 25 лет и даже был торговым советником при администрации президентов Картера и Рейгана. Однако, бóльшая часть мяса с фермы Селкирк, славящейся высоким качеством продукции, скорее всего, окажется на японских кухнях. В ближайшее время стоит ожидать много сделок подобных той, которую заключили компания Zenchiku и ферма Селкирк, ведь японцы принялись осваивать западные штаты для разведения крупного рогатого скота. В июне 1988 года США и Япония подписали торговое соглашение, касающееся цитрусовых и говядины. Морс считает, что «недавняя либерализация торговли служит главным импульсом к подобным сделкам».

 

Начиная с 1988 года квоты на цитрусовые и говядину будут постепенно увеличиваться на 60 000 т говядины и 22 000 т апельсинов ежегодно вплоть до 1991 года. После этого квоты будут и вовсе упразднены. Благодаря соглашению американские компании с 1990 года смогут продавать апельсиновый сок, не смешанный с соком японских мандаринов сорта уншиу. Особенно важной для производителей говядины станет ликвидация к 1991 году корпорации Livestock Promotion, псевдогосударственной организации, контролирующей 80% импорта говядины в страну. Заниматься импортом зарубежных товаров она позволяет только 36 определенным японским компаниям.

Очень скоро американские производители смогут реализовывать свою продукцию японским дистрибьюторам напрямую. По оценкам Американской федерации экспорта мясной продукции, годовой объем продаж в Японию за три года удвоится с $600 млн до $1,2 млрд, а к 2000 году достигнет $3 млрд. Как ожидается, существенно вырастут и объемы продаж апельсинов. В результате покупки японцами фермы Селкирк, увеличение экспорта в Японию означает, что какой-то его долей займутся они сами. С точки зрения бизнеса это очень взвешенное решение для японских компаний, так как они хотят защитить свои внутренние рынки сбыта.

 

И это касается не только Zenchiku. Не прошло и месяца после подписания торгового договора, как  корпорация Sumitomo объявила о покупке четверти всей доли собственности на плантацию Феллсмир, которая является крупнейшей во Флориде. Ее площадь составляет более 10 000 гектаров, а располагается она на восточном побережье штата.

До того, как в августе 1988 года компанию Washington Beef в городе Якима в штате Вашингтон купили японцы, ее президентом был Дэвид Стелфокс. По оценкам редактора еженедельника Cattle Buyers Стива Кея, Tokyu Foods, дочерняя компания группы Tokyu, купила американского производителя за $6 млн. Стелфокс ушел из компании, но не чтобы отделаться от японцев. Он основал новую компанию на базе скотобойни несуществующей уже компании J.E. O'Neill Meat. Располагается она в калифорнийском городе Фресно и до недавнего времени была закрыта на протяжении четырех лет после затяжного конфликта с профсоюзом сотрудников. На фабрике скот будут кормить и подготавливать мясо в соответствии с требованиями японского рынка.

Как заработать на новых рынках

Потратиться японские компании в основном хотят на предприятия, занимающиеся упаковкой говядины, содержанием ферм и откормом скота. По некоторым данным, крупные торговые корпорации, такие как Mitsubishi, оптовики, такие как Tokyu Foods, и крупные игроки упаковочного рынка, как, например, Nippon Meat Packers, ищут варианты покупки предприятий в США или же совместного ведения бизнеса с американскими партнерами.

 

Но главное — избегать внимания общественности. Нэнси Ласк, управляющая фермой Лаки Хирфорд в городе Сьерра Вэлли в Калифорнии, считает: «Забавно наблюдать за реакцией японских покупателей, когда мы что-то о них говорим». Ласк разводит скот для компании Itoham. Предприятие обрабатывает и реализует мясную продукцию в префектуре Хего недалеко от Осаки, а его доходы составляют $2,8 млрд.

Одним из первых бизнесменов, предвидевших грядущий рост продаж американской говядины в Японии, был Масааки Танабэ, который одно время вел торговлю с Zenchiku. Несколько лет назад он основал предприятие, полностью нацеленное на японский рынок. Он заручился поддержкой корпорации Hannan из Осаки, при этом ей отошла доля 90%, а Танабэ стал владельцем 10% компании.

В 1985 году он заключил сделку с E.B. Manning & Sons, семейной компанией из калифорнийского города Пико Ривера, занимающейся забоем скота и обработкой мяса. Ллойд Мэннинг объясняет: «Японские специалисты по производству и контролю качества мясной продукции приезжают сюда на один месяц, и мы производим для них товар». Танабэ организовал в США вертикально интегрированное предприятие, в котором есть помещения для скота, откормочная площадка, скотобойня и упаковочный цех.

Американская говядина в обмен на японские видеокамеры — относительное преимущество; если верить книгам по экономике, именно так и устроена свободная торговля. Но американцам не стоит питать иллюзий, ведь нет никаких гарантий того, что японцам не захочется откусить как можно больший кусок от американского пирога.
Теперь конкуренция устроена так, а не как-то иначе.

Перевод Антона Бундина

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+