К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему Япония обожает роботов: истоки бума автоматизации

Фото Eriko Sugita / Reuters
Фото Eriko Sugita / Reuters
Статья о том, как Япония компенсирует дефицит рабочей силы с помощью роботов, опубликована 16 апреля 1990 года в американском Forbes

Японские компании, которые как никто другой задумываются о будущем, возлагают почти все свои надежды, касающиеся развития бизнеса, на более широкое использование промышленных роботов. А что будет, если эти роботы окупятся не сразу? Ведь они — отличный способ улучшить качество продукции и избежать растущих расходов на оплату труда.

На фабрике компании Matsushita Electric, где производятся видеопроигрыватели Panasonic, специальный робот 16 раз продевает тонкую проволоку, немногим тоньше человеческого волоса, через игольное ушко в видеоголовке и потом спаивает ее. На производстве постоянно работает 530 таких роботов, которые проделывают это снова и снова 24 часа в сутки. У них получается это в пять раз быстрее, чем у людей, и намного надежнее. До недавнего времени ту же самую работу с помощью микроскопов выполняли 3000 домохозяек из пригородов. А роботы могут даже проверять собственную работу.

Американские компании не смогли бы пользоваться подобными технологиями, даже если бы для этого имелась производственная база. Компания Mastushita все 530 роботов для наматывания провода разработала и собрала сама, чтобы иметь преимущество перед конкурентами.

 

Роботов как таковых изобрели в Америке, и Соединенные Штаты до сих пор лидируют в сложных технологиях, начиная с роботизированных механизмов для нейрохирургии и заканчивая засекреченными подводными роботами-истребителями. Но если речь заходит о решении практических проблем — на рабочей площадке или в повседневной жизни — то в этом нет равных Японии.

Для большинства людей за пределами Страны восходящего солнца роботы — нечто из области научной фантастики. А для японцев — обычный порядок вещей. Они уже привыкли к тому, что все за них делают роботы, например готовят суши или играют Шопена. Итиро Като, робототехник из университета Васеда в Токио, разработал знаменитого робопианиста-музыканта по имени Вабот. Его создатель утверждает: «В XXI веке в каждом доме будет не менее одного робота».

 

Инженер надеется, что мыть посуду или прибираться в домах людей будут роботы. Като ожидает, что человекоподобные роботы с подвижными руками и синтетическим голосом будут помогать одиноким пожилым людям передвигаться и станут для них хорошими собеседниками. Специалист добавляет: «Мне бы очень хотелось дожить до того дня». Благодаря прогрессу в области искусственного интеллекта все это становится возможным.

В США в последнее время вряд ли услышишь что-то о роботах, и на то есть свои причины. Роботы для многих американских производителей стали досадным разочарованием. Но в Японии их применяют даже мелкие компании. С помощью этих машин можно быстро изменять производственную линию и выпускать в итоге несколько разновидностей продукции. Если речь идет о «гибких производственных системах», в которых главная роль отведена роботам, то впереди всей планеты шагают именно поставщики из Японии. И сейчас данные технологии выходят за пределы промышленности, появляясь в больницах, концертных залах и в ресторанах.

В 1988 году на Японию приходилось две трети всех используемых в мире роботов, а новых в 1989 году там появилось на $2,5 млрд. По сравнению со Страной восходящего солнца в США за этот же период роботов появилось только на $400 млн. Джон О'Хара, президент Ассоциации робототехнической промышленности утверждает: «Общее число роботов в США составляет около 37 000. В Японии столько роботов вводится в эксплуатацию лишь за один год». Однако там еще остается множество устаревших в техническом плане мелких фабрик, поэтому общая производительность труда в Японии ниже, чем в США. Но с помощью роботов это отставание сокращается.

 

К примеру, американские автопроизводители широко используют роботизированные механизмы. Однако японцы устанавливают новых роботов не только для автоматизации производства, но и для того, чтобы сделать его более гибким. Например, новейшие заводы компании Nissan могут выпускать сотни различных вариаций определенной модели, при этом просто перепрограммировав роботов, красящих корпуса и устанавливающих кресла, двигатели, батареи, лобовые стекла, шины и двери. В Японии даже маленькие предприятия применяют роботов для таких простых операций, как сварка металла.

Это еще один пример того, как Япония ловко берет новые технологии и заставляет их работать на себя, в то время, как другие только думают, за что взяться. Так произошло в сфере потребительской электроники, производстве чипов памяти и промышленных станков. Теперь настала очередь робототехники.

Пока число роботов в Японии растет как грибы после дождя, американский рынок подобной рабочей силы после резкого падения в середине 80-х годов восстанавливается очень медленно. В феврале 1990 года компания Deer & Co. решила отказаться от роботов для покраски шасси тракторов и поручить эту работу людям. Роботов для покраски различных предметов необходимо все время перепрограммировать. Завод по производству стиральных машин Whirlpool в городе Клайд в штате Огайо некоторое время использовал особые шарнирные руки, напоминающие человеческие запястье, локоть и плечо, чтобы извлекать барабаны стиральных машин из литьевой формы. Но сложные роботы не приспособлены к круглосуточному производству. Компания решила больше не использовать роботов для этих задач, выбрав вместо этого жесткую автоматизацию, технологию, в которой Соединенные Штаты преуспевают.

Джеймс Спайсер, директор инженерных операций в Whirlpool считает: «С роботами появляется большая гибкость производственного процесса, но не обходится и без трудностей. Чтобы поднять один цилиндр за раз, не нужно копировать движение человеческой руки».

На свалку или в долгий ящик роботов отправили так много других американских производителей, что робототехника в США сейчас в состоянии упадка. Такие компании, как Westinghouse и General Electric, одними из первых начинавшие производить роботов, забросили робототехнику в 80-х годах из-за неудовлетворительных продаж. А некогда успешные предприятия, такие как Unimation и GCA Industrial Systems, перестали существовать самостоятельно, став частью более крупных компаний, в то время как Prab и Automatix терпят серьезные убытки.

 

Одной из прибыльных американских компаний по производству робототехники является GMFanuc, совместное предприятие, равными долями в которой обладают автопроизводитель General Motors и корпорация Fanuc, лидер японского рынка робототехники. В 1989 году GMFanuc заработало несколько миллионов долларов чистой прибыли от продаж на $165 млн. Высоким заработком не могут похвастаться и японские производители роботов. Но многие японские фирмы разрабатывают и выпускают роботов для собственных нужд, чтобы повысить свою конкурентоспособность и качество продукции, поэтому прибыль в таких случаях целью не является. Они не закупают роботов исходя из того, насколько скоро те окупятся.

Сейчас американские компании находятся в неловкой ситуации: им нужно лицензировать новые японские технологии, в основу которых легли технологии, разработанные в США и лицензированные в 60-х годах для использования в той же Японии. К примеру, корпорация Cincinnati Milacron, третий крупнейший производитель робототехники в США, подтолкнула японскую компанию Matsushita Electric к тому, чтобы заняться роботами, именно когда предоставила той лицензию на технологию. В 1989 году Milacron стала американским дистрибьютором маленьких роботов для спаивания предметов, произведенных той самой компанией Matsushita.

Почему же Япония так обожает роботов? Дело здесь не только в экономике. Японские бизнесмены и члены правительства считают роботов ключевым инструментом в борьбе с острой нехваткой рабочих рук в стране. Альтернативы предполагали бы перевод всех трудозатратных операций за границу или же допуск иммигрантов в Японию. Первый вариант лишил бы ее производственных навыков. Тадааки Тигуса, директор японского подразделения компании McKinsey & Co., утверждает: «Если можно полностью автоматизировать производство, ехать в Юго-Восточную Азию просто незачем». Второй же вариант — иммиграция — неприемлем в однородном, порой даже расистском японском обществе.

И в то время, как китайцев, филиппинцев или корейцев в Японии ожидал бы не слишком теплый прием, подобной предвзятости в отношении роботов нет. Японцев будто готовили к эре роботов с помощью положительных образов в популярной культуре с начала 50-х годов — а это намного раньше, чем в США. Японские производители игрушек выпустили миллионы игрушечных роботов, а в мультфильмах и комиксах из Страны восходящего солнца множество героев-роботов. Прототипом им послужил Астробой, персонаж, придуманный в Японии в 1953 году и позднее привезенный в США.

 

Фредерик Шодт, автор книги «Королевство роботов», считает, что японцам положительное отношение к роботам прививается с юного возраста: «Астробой в Японии так же популярен, как Микки Маус и Дональд Дак в Америке. Это милый, дружелюбный мальчик-робот, который всегда борется за справедливость».

Сейчас в популярной западной культуре роботов в основном делают положительными персонажами, от R2-D2 в киноэпопее «Звездные войны» до мультяшной семейки Джетсонов из будущего. Однако в западной традиции роботов зачастую изображали и бездушными человекоподобными машинами или отрицательными героями — так было в немом фильме 1927 года «Метрополис», снятом в 1927 году Фрицем Лангом, и пьесе «R.U.R.», написанной в 1920 году чешским драматургом Карелом Чапеком. В пьесе словом «робот» назывались рукотворные монстры, атакующие и убивающие своих хозяев.

В Японии же дружелюбные и миролюбивые роботы, как многие надеются, должны решить проблемы нехватки рабочего персонала. Число выпускников школ не растет, и желающих пачкать руки становится все меньше. Наохиде Кумагаи, заместитель директора подразделения робототехники в компании Kawasaki Heavy Industry, полагает: «Молодежь скорее пойдет работать в гостиницы или рестораны фастфуда, чем на фабрики». Избегать тяжелой работы на заводе не так уж и накладно: в 1989 году среднестатистический выпускник японской школы получал от работодателей 2,5 предложения трудоустройства.

Роботы — это не просто замена человеческому труду. Что-то они могут выполнять лучше, чем люди. Тосицугу Иноуэ, старший инженер подразделения робототехнических разработок в компании Matsushita, считает, что «роботы становятся незаменимыми, потому что они могут предложить точность, качество и чистоту, которых не может предложить человек». Так, роботы выполняют действия с определенной скоростью и не совершают ошибок, и легче осуществлять контроль производства.

 

В то время, как компоненты становятся более миниатюрными, роботы становятся все более необходимыми для повышения качества и прибыли в производстве всего — от больших интегральных схем (некоторые «чистые комнаты» в Японии уже не обслуживаются людьми) до наручных часов и видеомагнитофонов. Справедливо и обратное утверждение: благодаря роботам японские производители могут делать продукцию еще более миниатюрной. Процесс меняет самую ее суть. Многие потребительские электронные устройства разрабатываются с нуля с таким расчетом, чтобы их собирали исключительно роботы.

На заводе записывающих видеокамер компании Victor Co. of Japan (JVC) в Иокогаме царит пугающая тишина. Автоматически управляемая система бесшумно доставляет пластины с компонентами 64 роботам, выполняющим 150 задач по сборке и проверке. Два сотрудника обслуживают роботов, собирающих на одной производственной линии восемь моделей устройства. До 1987 года, когда роботов установили, компании для выполнения этой работы было нужно 150 человек. Не менее важно и то, что JVC начали заново проектировать камеры и их компоненты. Некоторые детали нужно рассматривать чуть ли не под микроскопом, а все для того, чтобы сборка роботами была более эффективна. Роботы также обеспечивают определённую гибкость процесса: они работают круглосуточно, поэтому не нужно оплачивать сверхурочные, больничные или премии.

Члены правительства, задействованные в промышленном планировании, предоставляют с 70-х годов целую серию поощрительных мер для исследований и разработок в области робототехники, а также для их практического применения. Правительство разрешает ускоренную амортизацию средств производства с целью приобретения сложных роботов. Оно учредило собственную компанию по сдаче роботов в аренду по низкой цене для частных предпринимателей. Министерство международной торговли и промышленности Японии предоставляет малым и средним компаниям беспроцентные займы на покупку роботов. Ведомство также инвестирует $150 млн в проектирование роботов для работы с опасными веществами на атомных электростанциях или для борьбы с пожарами на нефтеперерабатывающих заводах. Такое невозможно представить в США, потому что это очень похоже на политическое регулирование промышленности.

Но если отвлечься от политики и разницы менталитетов, то возникает вопрос: почему Соединенные Штаты настолько отстали от Японии в сфере применения роботов на производстве? Роджер Нэйджел, управляющий по вопросам автоматизации в компании International Harvester (сейчас известной как Navistar) в начале 80-х годов и в настоящее время преподаватель в Лихайском университете в Пенсильвании, считает: «Компании, продававшие роботов, просто напросто лгали о мощности своего оборудования и условиях их эксплуатации». После двух лет безуспешных попыток устранить программную ошибку в роботе для загрузки и выгрузки штампованных деталей из-под пресса Нэйджел решил утилизировать робота. Заказчики из японских компаний, вероятно, работали бы в более тесном сотрудничестве по проектированию вместе с поставщиком и внедряли бы идеи инженеров и даже сотрудников по сборке на их собственной рабочей площадке.

 

Причиной раздутых ожиданий стало то, что американские инженеры в робототехнику зачастую приходили из сферы искусственного интеллекта и не имели почти никакого опыта работы в производственном цеху. Они были без ума от мысли о механическом человеке, а идею эту, в свою очередь, подхватили в руководящих органах компании, надеясь заменить живых сотрудников и управлять безлюдными фабриками. В результате получились слишком сложные с технической точки зрения роботы, которые были очень дорогими и с поставленными задачами в процессе производства не справлялись.

Деннис Висноски, бывший вице-президент GCA Industrial Systems Group, некогда второго по величине производителя роботов в США, объясняет: «Американские компании делали робототехнические руки настолько сложными, что во многих случаях у таких роботов просто не было шансов доказать свою пользу в производственной среде». Японцы же, напротив, начали с роботов попроще, как, например, машины для точечного спаивания частей на автомобильных заводах. Затем японские инженеры стали создавать более сложные устройства, какими являются, к примеру, роботы, проверяющие покраску корпуса автомобиля с помощью визуальных сенсоров.

В США роботы так и не продвинулись дальше автопроизводителей и первого звена их поставщиков. По данным проведенного компанией Deloitte & Touche опроса, значительную пользу от внедрения новой технологии ощутило менее 30% американских производителей. Двумя годами ранее эта цифра составляла 60%.

Такая ситуация наверняка тревожит и тех, кто помнит печальную историю производства в США станков с числовым программным управлением. Технологию разработали в Массачусетском технологическом институте в 50-х годах, а затем ее развивали японцы. Джордж Криссолорис, преподаватель инженерной механики в том же Массачусетском институте, считает: «С технологической точки зрения Соединенные Штаты не сильно преуспели в продвижении данной сферы промышленности». Чтобы успешнее конкурировать с производителями-экспортерами, японским компаниям требовались более сложные станки. И что же в результате? Когда американские компании опомнились и осознали необходимость сложных высококачественных инструментов для производства, им пришлось обратиться к Японии.

 

Одна из главных причин, по которым производители в США не занимаются робототехникой так же основательно, как их японские конкуренты, — то, что в Америке компаниями обычно управляют продавцы или бухгалтеры. В Соединенных Штатах инженеры-технологи обычно не в почете. Совсем другое дело — Япония: здесь они часто компаниями управляют. Самые известные из них — Соитиро Хонда в компании Honda и Акио Морита в Sony. Назвать же имена американских промышленников, которые поднялись по карьерной лестнице с самых низов на самый верх, как автопроизводитель Генри Форд или исследователь Чарльз Кеттеринг из General Motors, напротив, весьма затруднительно. В то время как японцы уважают промышленных сотрудников, американцы носят на руках предпринимателей и инвесторов. Теперь ясно, почему в США инженер-технолог с парой лет опыта за спиной зарабатывает только $37 000 в год, а разработчик программных продуктов — $44 000. Зачем умному американскому мальчишке возиться с роботами и линиями сборки, если он может сколотить состояние, создав новую программу для персонального компьютера или разработав хеджинговую стратегию для инвестиционной фирмы?

Японцы, в свою очередь, более терпеливы и готовы ждать высокого дохода дольше. По словам Эдвина Мэнсфилда, директора Центра экономики и технологии при Пенсильванском университете, если бы японцы использовали стандартную американскую формулу в 30% прибыли на инвестированный капитал (а не 20%, как принято в Японии), объем инвестиций в робототехнику упал бы в два раза. Японцы предпочитают более простое сравнение. Средняя цена промышленного робота составляет $40 000, приблизительно столько же, сколько годовой доход вместе с премиями у квалифицированного рабочего на фабрике компании Nissan. Но цена роботов падает, а затраты на оплату труда растут. Если инвестировать сейчас, то можно сэкономить деньги через десять лет.

Стоит ли ожидать возвращения роботов в США? Да, со временем. Компании, которые отказывались от роботов для выполнения сложных операций, теперь снова внедряют их в работу для более простых заданий. Корпорация Deere, например, решила снять роботов с линии аэрозольной покраски, но применяет их, чтобы закручивать ряд из 20 одинаковых болтов на коробке передач трактора. Это скучная, монотонная работа с высоким риском человеческой ошибки. Вместо того чтобы роботизировать все и вся, некоторые компании делают роботов частью обширных преобразований во всем производственном процессе. Компания Electrolux разработала новый пылесос вертикальной компоновки таким образом, чтобы его было легко собирать роботам и сотрудникам нового автоматизированного завода стоимостью $40 млн в Бристоле в штате Виргиния.
Все это будет делаться не быстро и не сразу. Самый новый робот в Японии будет применяться в строительстве. Компания Komatsu спроектировала робота, устанавливающего панели массой до 500 килограмм на внешние стены зданий и таким образом увеличивающего производительность труда в шесть раз. Компания Shimizu выпускает своих собственных роботов для того, чтобы распылять огнеупорное покрытие на уличные сооружения, размещать потолочные панели в зданиях, штукатурить полы и укладывать бетонные блоки в туннелях.

Есть ли до всего этого какое-то дело строительной отрасли Соединенных Штатов? Нисколько. Дэвид Панос, сотрудник университета Карнеги — Меллон в Питтсбурге, ассистент директора Центра полевой робототехники, пытающегося разжечь интерес к роботам в строительстве, сетует: «По сути, не происходит ничего. Одна и та же история. Для Америки важна краткосрочная перспектива. Для японцев — долгосрочная». Вдобавок к этому крупные строительные объединения противятся внедрению роботов, так как видят в них угрозу трудоустройству обычных людей.

 

Изобретено в США, используется в Японии. Кажется, где-то такое мы уже видели.

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+