Потрепанные, но живые: крупнейшие российские автодилеры 2020 года
Крупнейшим по выручке в рейтинге крупнейших автомобильных дилеров, составленном журналом «АвтоБизнесРевю», уже седьмой год подряд остается «Рольф», продавший автомобилей на 258,3 млрд рублей (на 2% больше, чем в 2019 году). Компания лидирует и по количеству проданных машин, в ее автосалонах за год было продано 79 986 автомобилей, что на 13% меньше, чем годом ранее.
2020 год оказался одним из самых сложных для российского автомобильного рынка. Из-за карантинных мер, введенных в связи с распространением коронавируса, в конце марта все автосалоны были закрыты. Локдаун продлился около двух месяцев.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году рынок сократился на 9,1%, до 1 598 825 штук, а в 2019 году — на 2,3%. 2020 год стал серьезным испытанием, но дилеры обошлись без крупных банкротств и массового ухода с рынка, говорил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его словам, несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на четвертое место. Из 25 крупнейших дилеров только три смогли в прошлом году нарастить продажи.
Если смотреть на выручку, картина выглядит лучше — здесь в плюс отработали 12 компаний. Это в первую очередь объясняется увеличением цен на машины.
По данным Росстата, рост стоимости новых отечественных автомобилей в России в 2020 году составил 9,4%, на локально собранные и импортированные машины иностранных брендов — 10,3%. «Автостат» оценивает увеличение средневзвешенной цены нового легкового автомобиля в России в прошлом году примерно в 7% (массовый сегмент на 4%, премиум на 13%).
То, что «Рольф» уже много лет лидирует в рейтинге, главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов объясняет рядом факторов: дилер имеет большой и сбалансированный портфель брендов; его работа сконцентрирована в Москве, где продается львиная доля автомобилей; внутренние процессы грамотно организованы и автоматизированы; компания много инвестировала в IT и персонал.
Наибольший рост по выручке по итогам года показал «Автодом», увеличив продажи на 62% (до 56 млрд рублей). Самый слабый показатель из 25 компаний у «АвтоСпецЦентра», потерявшего в выручке 13% (56,8 млрд рублей). Результаты неудивительны, говорит Еськов, «Автодом» сконцентрирован на премиальных брендах, которые «чувствуют» себя в кризис лучше, чем массовые, составляющие основу портфеля «АвтоСпецЦентра». Кроме того, в прошлом году «АвтоСпецЦентр» передал «Автодому» салон BMW во Внуково, что также отразилось на выручке двух компаний.
На втором месте по росту выручки по итогам года оказалась тольяттинская «дочка» «Автоваза» — «Лада-Сервис», увеличившая продажи на 29%, до 21,7 млрд рублей. Она же стала лидером по росту количества проданных машин. Компания прибавила 30%, реализовав в прошлом году 34 137 автомобилей. Евгений Еськов объясняет успехи «Лада-Сервис» государственными закупками, в которых компания активно участвует.
Топ-15 рейтинга крупнейших российских автодиллеров