К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В Шереметьево запустили закрытую на реконструкцию взлетно-посадочную полосу: почему сейчас и сколько это стоило

В Шереметьево запустили закрытую на реконструкцию взлетно-посадочную полосу: почему сейчас и сколько это стоило
Торжественное открытие 24 декабря сопровождалось парадом аэродромной техники, комментировать процесс пригласили Дмитрия Губерниева. Стоимость реконструкции составила 8,2 млрд рублей

24 декабря состоялось открытие ВПП-1 (ВПП — взлетно-посадочная полоса) Шереметьево. В списке приглашенных министр транспорта Виталий Савельев, руководители Шереметьево и «Аэрофлота», совладельцы аэропорта Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько. Весь 2020 год ВПП-1 была закрыта на реконструкцию и аэропорт обходился ВПП-2 и ВПП-3.

«Несмотря на пандемию коронавируса и падение авиаперевозок, реконструкция полосы продолжалась», — рассказывал первый заместитель гендиректора Шереметьево Андрей Никулин. «Мы понимаем, что три ВПП в настоящее время [учитывая последствия пандемии], безусловно, нам не нужны, — говорил он. — Общая пропускная способность после введения трех наших ВПП составит 100 взлетно-посадочных операций (ВПО) в час. Максимально, что мы планируем на следующий [2021] год — это 55 ВПО в час. По сути, аэропорт сможет обеспечить двойную пропускную способность от потребности». Нечто подобное недавно произошло в Германии. Призванный стать лицом города международный аэропорт Берлин-Бранденбург после 14 лет строительства и роста сметы с $2 до $7 млрд открылся в разгар второй волны коронавируса, 31 октября 2020 года, несмотря на отмену некоторыми международными компаниями прямых рейсов из Берлина.

«Эта полоса построена за одиннадцать месяцев, несмотря на пандемию, несмотря на экономический кризис, — говорил на церемонии Михаил Бабич, первый заместитель министра экономического развития. — Это очень важный проект, потому что все средства, которые вложены, — это все частные инвестиции. Акционеры пошли на рискованный шаг, и наш аэропорт Шереметьево, как его ласково называют, Шарик стал еще более привлекательным».

 

Мечта Савельева: как строил свою карьеру бывший глава «Аэрофлота»

Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев объясняет, что, имея три полосы, «можно гибко управлять потоками в условиях снегопадов, да и в случае любого ЧП в запасе будет две действующих ВПП». «Перед оператором аэропорта стоял выбор: либо завершить инвестпроект, либо заморозить строительство, — говорит он, — и было принято решение стройку не консервировать, так как суммарные расходы при таком сценарии были бы выше. Шереметьево завершило инфраструктурный проект без дополнительных расходов — в целом это такой запас, который в сравнении с незавершенной стройкой карман не тянет».

 

Расходы и доходы

Шереметьево — частный аэропорт. 66% принадлежит «Шереметьево холдинг», которым с 2017 года через TPS Avia владеет на 65,22% траст семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, а на 34,78% — Аркадий Ротенберг. С декабря 2018 года Шереметьево стало первым аэропортом Московского авиаузла, заключившим с Росавиацией концессионное соглашение о передаче ему на 49 лет всей аэродромной инфраструктуры. По условиям договора концессионер платит государству символические 1000 рублей в год, но сам содержит аэродром, развивает его и строит новые объекты. В развитие аэропорта до 2024 года Шереметьево планировало вложить 48,8 млрд рублей, а в федеральные аэродромные объекты — 61 млрд рублей собственных и заемных средств. Зарабатывает аэропорт на специальной инвестиционной надбавке к тарифу за взлет-посадку самолетов, который платят авиакомпании за каждую тонну взлетной массы. В 2018 году президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун говорил, что Шереметьево планировало поднять тариф вдвое — с 224 до до 444 рублей за тонну. Осуществились ли эти планы, Forbes на момент публикации выяснить не удалось.

Ценник в тумане: как будет формироваться цена авиабилетов после COVID-19

В сентябре 2019 года в аэропорту завершили строительство новой, третьей ВПП (ВПП-3), увеличившей пропускную способность аэропорта. Ее начали строить еще в 2011 году и за счет бюджета, за время строительства стоимость проекта выросла в 1,5 раза  до 55,7 млрд рублей. Реконструкцией же занялась частная компания и частный подрядчик и уложились в кратно меньшие сроки и деньги.

 

«Есть два сценария»: совладелец Шереметьево Александр Пономаренко о возобновлении международных полетов и последствиях пандемии

В ноябре 2019 года Шереметьево» провело конкурс на право реконструкции ВПП-1. В нем участвовали входящая в «Мостотрест» Аркадия Ротенберга «Трансстроймеханизация», которая строила ВПП-3, и компания «Энерго-строй» — по данным «СПАРК-Интерфакс», «дочка» нидерландской структуры турецкого холдинга Renaissance. «Энерго-строй» тоже «не чужой» Шереметьево: компания построила новый терминал внутренних рейсов В (стоимость $305 млн) и международный С1 ($355 млн), а также подземный тоннель между ними и южными терминалами ($245 млн).

«Трансстроймеханизация» Ротенберга предложила выполнить работы по максимальной цене — 8,286 млрд рублей, «Энерго-строй» соглашалась построить за 8,22 млрд рублей и выиграла конкурс. Всего за год ей предстояло реконструировать ВПП-1, рулежные дорожки, оснастить полосу новым светосигнальным оборудованием и системой оповещения об образовании гололеда.

К 2032 году готовы

Проект реконструкции построенной в 1953 году полосы предусматривал три этапа: разобрать верхний слой цементобетонного покрытия, сделать выравнивающий слой из так называемого тощего бетона, в котором содержится уменьшенное количество цемента и жидкости и большее — наполнителя (гравия и щебня), и уложить новое асфальтобетонное покрытие полосы длиной 3552,5 м и шириной 60 м.

«Квест в темноте»: как мы будем летать на самолетах после самоизоляции и будут ли билеты от 70 000 рублей

 

В ходе работ в проект внесли дополнительные изменения. Решили реконструировать также соединительные и скоростные рулежные дорожки, устроив жесткое покрытие с верхним слоем из высокомарочного цементобетона на всех элементах аэродрома вместо запроектированного раньше нежесткого, обновить системы светосигнального оборудования для точного захода на посадку, установить боковые рулежные и осевые огни и другое. Со всем этим турки справились, несмотря на пандемию и сложности с рабочими руками на стройках.

По словам Никулина из Шереметьево, кроме ВПП-1 подрядчик закончил на северной стороне аэродрома рулежную дорожку стоимостью 1,2 млрд рублей, рассчитанную на достижение аэропортом потока в 100 млн пассажиров в год. Правда, сам Никулин ожидает этого только к 2032 году. «Мы решили завершить ее, потому что мобилизация генподрядчика давала 30%-ную экономию», — говорит он.

Александр Левинский·Forbes
Александр Левинский·Forbes

Вел церемонию спортивный комментатор Дмитрий Губерниев

Александр Левинский·Forbes

Генеральный директор «Аэрофлота» Михаил Полубояринов

«Символично, что первый взлет с новой полосы осуществлен самолетом компании «Аэрофлот». Рейс также будет Москва-Санкт-Петербург (как и первый рейс в 50-х годах. — Forbes)», — заявил на открытии ВПП Полубояринов. — Благодаря открытию ВПП-1 мы сможем быстрее рулить, экономить керосин, быстрее доставлять наших пассажиров и их багаж в терминалы прилета. Также открытие новой полосы сыграет существенную роль в нашем расписании: мы сократим время наших трансферных рейсов, наше конкурентное преимущество усилится»

Александр Левинский·Forbes
Александр Левинский·Forbes
Александр Левинский·Forbes

Михаил Бабич, первый заместитель министра экономического развития

Александр Левинский·Forbes
Александр Левинский·Forbes

Слева направо: министр транспорта Виталий Савельев, первый замминистра экономического развития Михаил Бабич, руководитель Росавиации Александр Нерадько, совладелец аэропорта Александр Пономаренко

Александр Левинский·Forbes
Александр Левинский·Forbes
Александр Левинский·Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+