Падение «Ашана» и взлет «Рено»: как за год изменился рейтинг иностранных компаний
В декабре 2018 года Alliance Rostec Auto, созданный российским «Ростехом» и французским Renault, закончил трехлетнюю реструктуризацию долга «Автоваза», в ходе которой доля двух основных акционеров автозавода то увеличивалась, то снижалась. 2019 год Alliance Rostec Auto BV начинал владельцем 100% «Автоваза», французам в СП на тот момент принадлежало около 68%. Выручка тольяттинского автозавода, которую мы на этот раз посчитали суммарно с «Рено Россия», переместила французского автопроизводителя в рейтинге крупнейших иностранных компаний с 16-го места на первое, с отрывом от занявшей строчку ниже Philip Morris International более чем на 100 млрд рублей.
Французский ретейлер Auchan Holding, возглавлявший рейтинг пять лет подряд, скатился на пятое место. Наращивающая выручку в последние два года Volkswagen Group заняла третье место, четвертое — торговая сеть Leroy Merlin.
Суммарно 50 крупнейших иностранных компаний в России заработали в 2019 году 7,1 трлн рублей — всего на 3,92% больше, чем годом ранее (в 2018 году суммарная выручка выросла на 10,2%, в 2017 году — на 3,3%). С отрицательной динамикой отработали 17 компаний, худшие показатели у японской Nissan — минус 9,7%, американского McDonald’s (минус 8,5%) и австрийской деревообрабатывающей компании Mondi Group (минус 7,8%). Лидерами роста стали американские Google (25,3%) и Mars (25,1%), голландская Royal Dutch Shell (22,2%), немецкая BMW Group (20,2%) и фармацевтический гигант из Швейцарии Novartis (19,2%).
Самое большое представительство в рейтинге у компаний из США и Германии (по девять фирм на страну). Больше всего участников нашего списка занимается автомобилестроением (12), производством пищевых продуктов (8) и торговлей (7).
Судя по исследованию инвестиционной привлекательности стран Европы компании Ernst & Young, российское машиностроение и производство продовольствия все еще в тренде: в 2019 году максимальное количество сделок иностранные инвесторы заключили в российском агропродовольственном секторе (41), на втором месте производство машин и оборудования — 23 сделки. Из-за жесткой конкуренции в российском ретейле, которая нашла отражение и в нашем рейтинге (четыре торговые компании из семи отработали в минус), в торговлю иностранцы уже не вкладываются.
В 2019 году 191 проект в России получил иностранные инвестиции, это на 9% меньше, чем годом ранее. При этом Россия сохранила по этому показателю девятое место в двадцатке наиболее привлекательных для инвестиций стран.
По данным KPMG, активность иностранцев на российском рынке слияний и поглощений в 2019 году выросла на 49,5%, зарубежные инвесторы за год заключили сделок на $20,9 млрд. В компании отмечают, что «по мере адаптации российской экономики к санкциям, введенным США и ЕС в 2014 году, менялось и восприятие их эффекта, и сегодня представители многих иностранных компаний открыто заявляют, что санкции, пусть даже и оказали негативное влияние, не нанесли прямого ущерба основным видам бизнеса».
Совместный индекс Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и исследовательской компании GFK, отражающий настроения европейских компаний, которые работают в России, в 2019 году находился на отметке 140 пунктов в зоне «положительных ожиданий» (она начинается с отметки 130 пунктов), до уровня 2013 года не хватало всего четыре пункта. Пандемия коронавируса уронила этот индекс до 117 пунктов.
Большинство руководителей работающих в России компаний — членов АЕБ (56% от всех опрошенных) рассказали, что в 2020 году бизнес идет хуже, чем ожидалось. В то же время 68% участников исследования рассчитывают на увеличение оборотов своих компаний в перспективе ближайших трех лет, а 51% опрошенных — на увеличение прибыли.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ РЕЙТИНГА
Как мы считали
В список включены компании, более чем на 50% принадлежащие иностранным владельцам. Они ранжируются по совокупной выручке, полученной в 2019 году. В итоговую цифру по выручке включались данные всех российских активов иностранной компании. Мы не включаем в список банки, страховые, лизинговые, инвестиционные и другие финансовые компании ввиду их существенных отличий от торговых и промышленных компаний в бизнесе и бухгалтерском учете. Не учитывались и компании, деятельность которых сводится к управлению активами. За основу оценки выручки взяты сведения, официально предоставленные компаниями, их годовые отчеты с консолидированной выручкой российских активов, данные, представленные в системе СПАРК. При отсутствии официальной информации взята расчетная оценка, основанная на данных о финансовом положении головной компании и подразделений. Выручка указана в рублях, выручка в других валютах пересчитана по средним курсам за 2019 год.
Рейтинг подготовлен при участии Анастасии Ляликовой и Андрея Злобина.