Рост во время чумы: какие предприятия увеличили выручку в период пандемии
Разразившаяся весной пандемия коронавируса жестоко ударила по российской экономике: предприятия во многих отраслях столкнулись с обвалом спроса, перебоями в поставках, необходимостью переводить сотрудников на удаленный режим работы. Совокупная прибыль российского бизнеса без учета малых предприятий, по оценкам международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в марте-мае рухнула на 67% в годовом выражении, ВВП страны во втором квартале обвалился на 8%.
Из 563 российских компаний, чьи финансовые результаты за первое полугодие 2020 года по российским стандартам отчетности были представлены в системе СПАРК на 25 сентября 2020 года, ростом выручки хотя бы на десятую долю процента в годовом выражении могли похвастаться 200. При этом у части из них рост был связан с техническими факторами: особенностями бухгалтерии, переносом заказов с 2019 на 2020 год.
Тем не менее некоторые российские предприятия сумели существенно увеличить свою выручку вопреки или даже благодаря эпидемии коронавируса и введенным карантинным ограничениям. Примеры самых успешных — в фотогалерее Forbes. Многие из них производят — или начали производить этой весной — товары, которые в первые месяцы пандемии пользовались повышенным спросом: бакалею, лекарства, алкоголь, средства индивидуальной защиты. Практически неуязвимыми для весенних потрясений оказались предприятия тяжелой промышленности и компании, обслуживающие гособоронзаказ. А производители золота традиционно отметили очередной кризис ростом выручки.
В итоговую выборку вошли российские компании нефинансового сектора, отчет которых за второй квартал по российским стандартам (РСБУ) был раскрыт в системе СПАРК или на портале раскрытия информации на 25 сентября 2020 года и чья выручка по итогам первого полугодия 2020 года составила хотя бы 50 млн рублей. Мы ранжировали их по росту выручки и сгруппировали по отраслям. Мы также дополнили выборку несколькими отраслями, чьи ключевые игроки отчитываются по международным стандартам (МСФО).
Важно понимать, что отчетность за второй квартал раскрывает лишь небольшая часть российских компаний, в основном крупные публичные предприятия. Да и пандемия коронавируса еще не побеждена. Точнее судить о выигравших и проигравших от кризиса можно будет лишь по итогам 2020 года.