Крепости с террасами и «земные корабли»: как изменится жилье после пандемии
В конце апреля 2020-го участники первой онлайн-конференции Forbes по недвижимости рассуждали о том, что будет с ценами и спросом на жилье. В перерывах консультанты и девелоперы, давно знакомые друг с другом, делились опытом работы на удаленке. Выяснилось, что профессионалам рынка больше всего в своих домах не хватало специального места для проведения совещаний по Zoom и работы. «Может быть, имеет смысл на первых этажах жилых домов проектировать не торговлю и кафе, а офисные пространства вроде коворкингов», — размышлял глава крупной брокерской компании. Эту же мысль высказывает в своей колонке в лондонском Architects Journal архитектор, глава собственной студии Тара Гболейд: «Девелоперам придется научиться интегрировать офисные пространства в жилые дома». Компания Level Group миллиардера Вадима Мошковича уже объявила, что будет оборудовать в своих жилых комплексах офисные пространства — лайфворкинги.
Пандемия многое изменит. В каких домах мы будем жить в посткоронавирусную эпоху? Об этом размышляют сейчас урбанисты, архитекторы, девелоперы и дизайнеры по всему миру. Миллионы людей на планете пережили месяцы изоляции в своих квартирах, работая удаленно, и многие втянулись. По данным исследования JLL, только 20% опрошенных в России хотели бы после окончания режима самоизоляции работать строго в офисах, остальные — за гибкий график или полностью удаленный режим. О дистанционной работе говорится даже в антикризисном плане правительства. Люди стали бояться микробов и привыкли к социальной дистанции. Должен ли дом снова стать крепостью и какими будут новые жилища?
Город в квартире
В период пандемии дом перестал быть местом, куда приезжают, только чтобы принять душ и поспать. Дома одновременно собираются все члены семьи. Поэтому девелоперы склонны увеличивать площади квартир в новых проектах. «Квартиры станут больше, зато их количество в одном доме не будет превышать 40–60», — цитирует журнал Mansion Global девелопера из Флориды Эдгардо Дефортуна. Люди начинают бояться тесноты лифтов, поэтому многие девелоперы небоскребов будут вынуждены внедрять бесконтактные системы управления лифтами и ограничивать число пассажиров.
В пандемию закрылись фитнес-залы и бассейны. В выигрыше те, кто заранее об этом позаботился и нашел место для тренажеров у себя дома. Состоятельные люди заказывают даже установку новых бассейнов и спа. Услуги, которые мы привыкли получать в городе, приходят к нам домой.
По данным компании «Метриум», средняя площадь квартиры на московском рынке новостроек массового сегмента составляет 58 кв. м (49,7 кв. м в России, по данным Единого ресурса застройщиков). При этом средняя площадь построенных в 2016 году квартир в Финляндии составила 72 кв. м, в Чехии—73кв. м, вЯпонии—81кв. м, Франции— 82 кв. м, Венгрии — 84 кв. м, Германии — 105 кв. м, Дании — 169 кв. м. Многие россияне наряду с городскими квартирами имеют просторные дачи, где и самоизолировались. Спрос на второй, загородный, дом отмечают и риелторы в США.
О необходимости увеличивать площади и снабжать жилье дополнительным оборудованием говорят девелоперы самых дорогих в мире домов. В феврале 2020 года экстравагантный девелопер Скотт Гиллен выставил на продажу один из пяти домов своего проекта The Case в Малибу (Калифорния) за $100 млн. Предыдущий, меньшей площади, продан за $40 млн. Гиллен был продюсером и сценаристом в Голливуде, а потом выкупил участок земли на побережье в Малибу и стал строить дома площадью более 900 кв. м с видом на океан. В мае он рассказал журналистам, что очередной дом проекта The Case выйдет на рынок в 2021 году и в нем будут расширены кладовые, то есть помещения для хранения продуктов, в гараж поставят дополнительные холодильники и добавят больше аптечек и средств индивидуальной защиты.
Кабинет в чулане
Чтобы объединить кухню, холл и гостиную в одно большое помещение, люди в России зачастую добивались разрешения на снос стен. Открытая планировка без перегородок была популярна во всем мире, но карантин высветил ее несовершенство: очень сложно выделить зону для работы и занятий и не отвлекаться на других членов семьи, которые общаются или готовят еду на кухне. Вновь возник спрос на кабинеты, которые в повседневной жизни обычных людей ушли в прошлое. Сейчас риелторы советуют покупателям присматриваться к квартирам с гардеробными комнатами площадью 5–8 кв. м, которые легко можно переоборудовать в кабинет. В других странах под кабинеты переделывают чуланы и даже прихожие. Это нужно, чтобы работать в относительной тишине, без помех участвовать в совещаниях. Многие в период карантина писали о феномене балконов. Кусочек пространства, где ты можешь дышать воздухом, быть как бы на улице, не нарушая правил, оказался очень важен. Музыканты на балконах играли для своих соседей, жители близлежащих домов хором пели, аплодировали врачам. Американский архитектор Рик Джой давно спроектировал для себя и своих друзей, которые предпочитают домашний офис, здания с террасами на крыше, где можно сосредоточенно работать и проводить онлайн-конференции. «Теперь я все время занимаюсь этим, — рассказал глава Studio Rick Joy изданию Dwell. — Проектирую дома с террасами, откуда можно в полночь вести онлайн-конференцию с Дубаем». На террасах можно высадить растения и оборудовать собственный мини-парк.
Конец эры крохотных квартир: какое жилье будут покупать после пандемии
Автономное плавание
В марте 2020-го авторитетный британский журнал Dezeen опубликовал колонку украинского архитектора Сергея Махно, посвященную будущему жилых домов. Будущее выглядело мрачноватым: дома все больше станут напоминать бункеры, будут способны самостоятельно обеспечивать себе энерго- и водоснабжение, а интернет будут получать со спутника. Для безопасности придется наладить систему фильтрации воды и воздуха, а овощи выращивать в огороде или на балконах. Пользователи из комьюнити Dezeen раскритиковали прогнозы Махно. Однако производящая бункеры компания Rising S Company в первые три месяца 2020 года, по данным Forbes, зафиксировала рост спроса на свою продукцию на 2000%. Жители районов массовой застройки в Нью-Йорке писали в газеты возмущенные письма о сломанных лифтах, которые управляющая компания в период самоизоляции не успевает оперативно чинить, и других недостатках коммунальной инфраструктуры. От нее зависят одни люди, а отвечают за нее и могут ее отремонтировать другие.
Архитектор Майкл Рейнольдс много лет продвигает концепцию так называемых земных кораблей (Eartships) и возводит такие дома в родном Нью-Мексико и во многих странах мира. Основная его идея: «корабли» должны быть полностью автономными. Электроэнергия от солнечных панелей, отопление от геотермальных источников, водоснабжение из скважин, собственная система водоотведения. Но есть у этих домов и отличие от обычных «пассивных» — они как минимум на 50% состоят из продуктов переработки мусора. Автомобильные покрышки, пустые бутылки и пивные банки — все это используется при строительстве «земных кораблей». «Покрышек в мире уже больше, чем деревьев, — говорит он в видеоролике, размещенном на официальном сайте проекта. — Об этом никто не задумывается. А для меня мусор — золото».