К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Подрядчики строек Путина: кто бенефициары проектов на полтриллиона рублей, которым пообещали господдержку

Подрядчики строек Путина: кто бенефициары проектов на полтриллиона рублей, которым пообещали господдержку
В условиях коронавирусной эпидемии Владимир Путин поручил правительству поддержать ряд крупных инфраструктурных проектов стоимостью более 550 млрд рублей. Forbes разобрался в том, кто подрядчики этих проектов и какие объемы государственных средств они осваивают

Владимир Путин поручил правительству до 1 июня придумать, как обеспечить господдержкой крупные инфраструктурные проекты. Какие именно, он специально перечислил 16 апреля на совещании по развитию строительной отрасли: речь идет о проектах общей стоимостью свыше 550 млрд рублей. Среди них:

  • расширение пропускной способности БАМа и Транссиба;
  • строительство автомобильных дорог на Юге России, включая подходы к Крымскому мосту и Черноморскому побережью;
  • модернизация аэродромных комплексов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске;
  • строительство современных портовых мощностей в Мурманске, на Балтике, Черном море и на Дальнем Востоке.

Почему именно эти стройки? «Проекты перечислены просто крупные и уже запущенные, — говорит руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. — Раньше уже звучали заявления, что их резать не будут».

Чтобы облегчить жизнь не только строителей этих проектов, а вообще господрядчиков, Путин предложил увеличить предельный размер авансирования с 30% до 50% — как исполнить это пожелание, правительство должно придумать уже до 1 мая. «Увеличение авансирования не озолотит, а только немного улучшит положение некоторых компаний, — комментирует Галактионова. — Более того, им наверняка потребуются и другие меры поддержки, так как отрасль в кризисе уже давно. И скорее всего, основной удар почувствует с отставанием на три месяца — полгода».

 

Перечисленные президентом проекты должны получить поддержку в первую очередь. Кто выиграет от этого? Forbes проанализировал проекты и нашел крупнейших или единственных подрядчиков по каждому из них. Затем Forbes выяснил, кто из владельцев и бенефициаров этих компаний осваивает больше всего средств. Мы рассматривали только те контракты, которые на момент написания статьи еще не были завершены. В нашей галерее — бенефициары компаний-подрядчиков и их проекты.

1. Алексей Крапивин и его партнеры
Бамстроймеханизация

1. Алексей Крапивин и его партнеры

Подрядчики: УК «Бамстроймеханизация», ОСК 1520 (входят в Группу 1520)

Сумма: 161,4 млрд рублей

Проект: модернизация БАМа и Транссиба

Заказчик: РЖД

  • Алексей Крапивин — сын Андрея Крапивина, который был советником бывшего главы РЖД Владимира Якунина. Крапивин и его партнеры создали ряд компаний, которые выигрывали крупные подряды РЖД. В 2015 году Андрей Крапивин умер, его доли в компаниях перешли к сыну Алексею.
  • Развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба (так называемый восточный полигон) призвано увеличить пропускную способность этих магистралей, по которым российский уголь идет в восточные порты, со 124,9 млн тонн до 180 млн тонн. Общие затраты оцениваются в 696,6 млрд рублей. Входящая в Группу 1520 «Бамстроймеханизация» еще в 2014 году выиграла контракт на строительство железнодорожной инфраструктуры на сумму 113 млрд рублей. Планировалось закончить еще в 2017 году, однако сроки много раз продляли (последний раз в декабре 2019 года), а сумма увеличилась до 133,5 млрд рублей.
  • В октябре 2018 года один из партнеров Крапивиных Валерий Маркелов был арестован. Его обвинили в даче миллиардных взяток полковнику Дмитрию Захарченко. Доля Маркелова в ГК 1520 перешла к Алексею Крапивину. 
2. Валерий Абрамов, Виктор Перевалов
Алексей Дружинин·пресс-служба президента РФ·ТАСС

2. Валерий Абрамов, Виктор Перевалов

Подрядчики: АО ВАД

Сумма: 138,8 млрд рублей

Проекты: подходы к Крымскому мосту — трасса «Таврида»

Заказчик: Служба автомобильных дорог Республики Крым

  • Валерий Абрамов и Виктор Перепалов создали дорожную компанию ВАД в 1994 году в Санкт-Петербурге. По данным СПАРК, в 2005–2020 годах она получила подрядов больше чем на 550 млрд рублей.
  • Строительство трассы «Таврида», которая соединит Крымский мост и Керчь с Севастополем, началось, судя по официальному сайту ВАД, в мае 2017-го — тогда в 40 км от Симферополя был заложен памятный камень. Подрядчиком ВАД назначили без конкурса, по указу главы Республики Крым. Изначально стоимость строительства оценивалась в 85 млрд рублей, потом выросла до 138,8 млрд. Сроки окончания строительства — декабрь 2020 года.
  • В августе 2019 года Владимир Путин в ходе поездки в Крым встретился с Абрамовым и Переваловым, и последний пообещал открыть движение по новой трассе уже в сентябре 2020 года.
3. Аркадий Ротенберг
Дмитрий Терновой для Forbes

3. Аркадий Ротенберг

Подрядчики: «Транстроймеханизация», «Стройгазмонтаж» (СГМ)

Сумма: 93,5 млрд рублей

Проекты: подходы к Крымскому мосту, аэродромы Хабаровска и Норильска

Заказчики: ФКУ Упрдор «Тамань», Росжелдор, Росавиация

  • Контракт на строительство автомобильной трассы в Краснодарском крае (так называемые дальние подходы к Крымскому мосту) «Трансстроймеханизация», которая входит в «Мостотрест» Аркадия Ротенберга, заключила  27 марта, то есть уже после того, как упали цены на нефть и курс рубля. Сумма контракта 59,2 млрд рублей. 
  • В 2015 году, когда СГМ стал генподрядчиком строительства Крымского моста, а торгуемый «Мостотрест» крупнейшим субподрядчиком, Аркадий Ротенберг официально вышел из числа акционеров публичной компании. В 2018 году вернулся.
  • В ноябре 2019 года СМИ сообщили, что Ротенберг продал «Стройгазмонтаж» структурам Газпрома за 75 млрд рублей и сделка закрыта. СГМ был построен на базе нескольких компаний, купленных Ротенбергом у Газпрома в 2008 году за 8,3 млрд рублей. Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, компанией СГМ через «Стройинвестхолдинг» владеет физическое лицо Сафронова Ольга Викторовна.
4. Роман Шленчак
Трансюжстрой

4. Роман Шленчак

Подрядчик: УК «Трансюжстрой»

Сумма: 93 млрд рублей

Проекты: модернизация БАМа и Транссиба, железнодорожные подходы к порту «Тамань»

Заказчик: РЖД

  • УК «Трансюжстрой» — один из двух крупнейших подрядчиков модернизации БАМа и Транссиба. В июне 2014 года она заключила с РЖД контракт на сумму 61,9 млрд рублей. Работы должны были закончиться в 2017 году, но сроки неоднократно сдвигались.
  • Нынешний собственник «Трансюжстроя» мало известен на рынке. До сентября 2019 года ею владел через ООО «Спецтрансстрой» бывший замминистра транспорта Юрий Рейльян. По данным ЕГРЮЛ, на которые первым обратил внимание «Коммерсантъ», 26 сентября собственником компании стал Роман Шленчак. Рейльян отказался комментировать сделку «Коммерсанту».
  • С 2015 года Роман Шленчак вместе с отцом владеет химкинской охранной организацией «Столица». Еще один совладелец компании — Александр Сидорочев. 10 апреля его полный тезка возглавил «Трест Гидромонтаж», связанный с Игорем Ротенбергом.
5. Офшоры с Британских Виргинских островов
Facebook

5. Офшоры с Британских Виргинских островов

Подрядчик: «Стройгазконсалтинг» (СГК)

Сумма: 44,8 млрд рублей

Проект: мурманский транспортный узел

Заказчик: Ространсмодернизация

  • СГК выиграл тендер на строительство железной дороги для мурманского транспортного узла в 2014 году. Стройку планировали закончить в 2018-м, сейчас срок окончания госконтракта — 31 декабря 2021 года.
  • Железнодорожная ветка обеспечит грузами новый торговый порт Лавна. Его строят структуры, которые связывали с миллиардерами Андреем Бокаревым, Борисом и Аркадием Ротенбергами и холдингом СДС Михаила Федяева и Владимира Гридина.
  • СГК создал бывший участник списка Forbes Зияд Манасир. Владельцами компании побывали знакомый Рамзана Кадырова Руслан Байсаров, фонд UCP Ильи Щербовича и Газпромбанк. Сейчас, по данным СПАРК и Orbis Bureau van Dijk, владельцами являются три офшора с Британских Виргинских островов (БВО), а акции СГК заложены в Газпромбанке.
6. Геннадий Тимченко
Дмитрий Терновой для Forbes

6. Геннадий Тимченко

Подрядчик: «Стройтрансгаз» (СТГ)

Сумма: 5,5 млрд рублей

Проекты: морские порты Геленджик и Калининград, аэропорт Большое Савино (Пермь)

Заказчики: Росморречфлот, Росморпорт, Росавиация

  • Тимченко купил СТГ в 2008 году. При нем тогдашний подрядчик Газпрома переориентировался с газовых строек на строительство инфраструктуры — дорог, аэропортов и стадионов. С недавних пор СТГ пробует себя и в строительстве морских портов.
  • СТГ стал подрядчиком порта в Геленджике (4,6 млрд рублей) без конкурса. Это часть большого проекта по созданию туристической зоны в Геленджике, в котором участвуют родственники главы Ростеха Сергея Чемезова и министра промышленности Дениса Мантурова.
  • В 2018 году СТГ безальтернативно получил контракт на реконструкцию аэродрома в Перми — две другие заявки не были допущены к конкурсу. Изначально работы планировалось завершить в ноябре 2019-го, но срок сдачи объекта перенесли на август.
7. Игорь Куров, Петр и Алексей Ольховские
Центродорстрой

7. Игорь Куров, Петр и Алексей Ольховские

Подрядчик: «Центродорстрой» (ЦДС)

Сумма: 4,9 млрд рублей

Проект: аэродром Челябинска

Заказчик: Росавиация

  • Трест «Центродорстрой» создан в 1963 году на базе управления строительства Московской Кольцевой Автомобильной Дороги (МКАД). Сейчас это один из крупнейших подрядчиков в аэродромном и дорожном строительстве.
  • ЦДС контролируют гендиректор Петр Ольховский (23%), его сын, бывший сотрудник брянского МВД, Алексей (9%) и бывший депутат брянского горсовета Игорь Куров (34%). Он возглавляет совет директоров ЦДС, в который также входит его брат Илья (данные СПАРК). Ранее в совете заседал и их отец, бывший депутат брянской облдумы Анатолий Куров.
  • В 2017 году ЦДС пришлось достраивать за Зиявудином Магомедовым аэродром Храброво. Затем правительство назначило ЦДС единственным исполнителем по реконструкции аэродрома Челябинска. До 2024-го ЦДС будет единым подрядчиком по ремонту всех крымских дорог, говорил глава республики Сергей Аксенов. 
8. Ярослав Тищенко
Кирилл Кухмарь·ТАСС

8. Ярослав Тищенко

Подрядчик: «Техспецпроект»

Сумма: 1,8 млрд рублей

Проект: аэропорт Норильска

Заказчик: Росавиация

  • Найти подрядчика на реконструкцию аэродрома норильского аэропорта Алыкель удалось лишь с третьей попытки. В первые два раза заявок не поступило. В третий единственным участником стал «Техспецпроект», с которым и заключили контракт.
  • Еще одним подрядчиком реконструкции норильского аэропорта выступает «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга. Помимо госбюджета, в финансировании работ участвует и «Норникель» Владимира Потанина.
  • Партнером Тищенко по «Техспецпроекту» был поставщик Газпрома Дамир Ситдиков. В марте 2019 года он скончался.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+