Дата: 21.10.2019
Осенью 2019 года миллиардеру Михаилу Фридману пришлось серьезно понервничать — испанская прокуратура потребовала от него дать показания по делу, которое бизнесмен считал давно забытым. Его вынудили приехать в Испанию — прокурор хотел «оставить за собой право просить суд об аресте бизнесмена или о залоге». Фридман предпочел бы дать показания дистанционно, но ему пришлось подчиниться — иначе его могли объявить в розыск и сделать невыездным. 21 октября бизнесмен явился в мадридский суд и два с половиной часа давал показания по делу о банкротстве IT-компании Zed Worldwide, которая сотрудничала с его «Вымпелкомом».
Банкротство Zed началось в 2017 году, тогда же Фридман отправил в испанскую прокуратуру заявление с опровержением своей причастности к нему. Через два года к этой теме пришлось вернуться — прокуратура поддержала версию бывшего директора компании, представителя семьи основателей группы Zed Хавьера Переса-Долсета. По этой версии в 2016 году Фридман пытался купить IT-компанию по цене гораздо ниже рыночной — всего за €20 млн. Прокурор посчитал, что Фридман пытался провести «рейдерский захват». Чтобы снизить цену Zed Worldwide, «Вымпелком» внезапно изменил контракты с российской «дочкой» Zed, в результате испанская компания лишилась значительной части доходов.
В суде, по словам Фридмана, было относительно спокойно — никакого давления он не чувствовал, каверзных вопросов ему не задавали. Об аресте или залоге речи тоже не шло, и он спокойно улетел домой. Но на этом история не закончилась. Через пару дней стало известно о новом деле: испанский суд начал рассмотрение жалобы против Фридмана и его компании LetterOne в связи с покупкой национального ретейлера Dia. Из жалобы следует, что бизнесмен намеренно добивался падения акций Dia, чтобы купить компанию дешевле. Формальной связи между банкротством Zed и покупкой Dia нет, но в окружении Фридмана считают, что эти дела связаны — если бы не было недовольных покупкой «русскими олигархами» одной из крупнейших испанских торговых сетей, о Zed Worldwide никто бы не вспомнил.
В перерыве между допросом по Zed и началом рассмотрения жалобы по Dia произошло важное событие: 22 октября Dia провела внеочередное собрание, на котором было принято решение об увеличении уставного капитала компании на €605 млн путем выпуска новых акций. В меморандуме к выпуску говорится, что LetterOne может приобрести все новые акции, если других желающих не будет, в результате ее доля в ретейлере может вырасти с 69,8% до 96,7%. Информации о том, будет ли участвовать в выкупе второй акционер — Грегори Августин Бонту Галлей (3,4% акций ) из семьи бывших крупнейших владельцев Carrefour, на момент публикации меморандума у компании не было.
Фамилия, имя, друзья Путина: как прошло заседание мадридского суда с участием Михаила Фридмана