К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Где проходят будни министра сельского хозяйства Александра Ткачева

Где проходят будни министра сельского хозяйства Александра Ткачева
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев утверждает, что его отрасль сейчас — третья по прибыльности после ТЭКа и розничной торговли. Но в убранстве его кабинета роскоши пока не заметно

Обстановка в кабинете главного человека в российском АПК не менялась с 2007 года. Ткачев занял этот кабинет в историческом здании Наркомзема в 2015 году, когда был назначен министром. С тех пор он проводит здесь примерно половину рабочего времени.

Здесь же Ткачев дал интервью журналистам Forbes. «Нужно всю страну поднять. Нам нужны сотни новых предприятий, и сейчас их надо поддерживать, они поменяют лицо АПК», — говорит министр.

О чем еще говорил Ткачев и как выглядит его рабочий кабинет в деталях — в галерее Forbes.

Фото Семена Каца для Forbes

За спиной у Ткачева — административно-политическая карта «Россия и сопредельные государства». О значимости для страны своего направления деятельности Ткачев по ходу интервью говорит неоднократно.

Александр Ткачев в интервью Forbes: Заниматься сельским хозяйством стало выгодно и интересно, и это говорит о трендах. Благодаря мерам господдержки, контрсанкциям и девальвации рубля за последние три года выросла доходность. Что еще дает рентабельность 20%? Сельское хозяйство на третьем месте по прибыли после нефтянки и торговли. Зерно по рентабельности не уступает нефти. А когда баррель стоил $30–40, рентабельность была и выше.

Фото Семена Каца для Forbes

Кроме карты в кабинете Ткачева есть большой глобус. Он достался действующему министру от предшественников, Крым на глобусе числится в составе Украины.

Состоявшееся в 2014 году присоединение полуострова к России и конфликт на востоке Украины привели к охлаждению отношений с Западом. Последовала серия западных санкций и российских контрсанкций. Ткачев, говоря о ситуации в целом, склонен видеть прежде всего позитив.

Александр Ткачев: Вообще с удовольствием отмечаю, что в ресторанах продукты в большинстве своем отечественного производства. Это здорово. Помню, меня друзья спрашивали: «Как мы будем жить без стейка?» Прошло два года, и мы уже забыли, что такое новозеландский и аргентинский стейк, а наш стейк не хуже. Раньше рестораны закупали продукты за валюту, потому и на выходе блюда были дороже. Сейчас этот сегмент «приземляется».

Фото Семена Каца для Forbes

Канцелярские принадлежности на рабочем столе Ткачева тоже остались от предшественников. С собой он принес только ручку.

Что должно быть в любом случае свое, а что можно использовать чужое? Такой вопрос, но применительно к аграрно-промышленному комплексу, возник и в ходе интервью.

Forbes: Надо ли нам все производить самим?

Александр Ткачев: Спорный вопрос. Нам всегда говорили: «Зачем производить то, что у нас не растет, или производить с высокими издержками? Давайте нефть продадим, заработаем валюты, купим на нее окорочков». Так и делали. Это была идеология. Но в итоге потеряли серьезнейший сектор экономики, который, кстати, является локомотивом для смежных отраслей: сельхозпереработки, машиностроения, логистики, торговли. Представьте, какое количество людей работает во всех этих сегментах. В других странах создавались рабочие места, пополнялись бюджеты за счет налогов, а у нас деревня вымирала. Поэтому и не было интереса к сельскому хозяйству, и инвесторы не приходили. А другие страны были этому рады: Россия — огромный рынок сбыта на 150 млн человек. Нам улыбались и продавали.

Фото Семена Каца для Forbes

Место для совещаний. Они проводятся не часто, по мере необходимости, рассказывают коллеги и подчиненные министра. О чем говорится за этим столом, какие приоритеты у министра?

Александр Ткачев: Наша задача — полностью обеспечить себя всеми продуктами питания, кроме тех, которые невозможно производить в нашем климате. Но на это потребуется время. Нужно увеличить производство молока на 5–7 млн т. Овощами и фруктами мы себя еще не обеспечиваем. Надо ежегодно строить не менее 400 га тепличных комплексов, закладывать  15 000 га садов. Пока в стране дефицит отечественных яблок, хотя наблюдается беспрецедентный прирост по закладке садов — 15 000 га садов в год, а раньше было максимум 5000–7000 га.

Фото Семена Каца для Forbes

Forbes: Как привлечь длинные деньги в сельское хозяйство, если из-за риска отмены контрсанкций горизонт планирования очень короткий?

Александр Ткачев: Это не главный аргумент для инвестора, есть рынки сбыта, господдержка. Основной приток инвестиций в отрасль начался задолго до санкций, еще в 2006 году, когда заработал национальный проект по поддержке АПК. У нас сегодня уникальные условия по финансовой поддержке. Государство возмещает часть затрат на строительство комплексов. Условно говоря, молочная ферма стоит 1 млрд рублей, 300 млн государство возмещает. Плюс льготные кредиты под 5% годовых. Это дешевые деньги в сравнении с коммерческими ставками на рынке. И это только основные направления поддержки. Все это позволяет зарабатывать и окупать проекты в гораздо более короткие сроки.

Фото Семена Каца для Forbes

Вверенные Ткачеву вопросы требуют прямой линии связи с руководством страны. Объемы господдержки сельского хозяйства — один из таких.

Forbes: Вы часто спорите с Минфином, который ратует за снижение господдержки. На 2017 год удалось отстоять расходы?

Александр Ткачев: В этом году объемы поддержки остались на уровне 2016 года. При этом из Резервного фонда правительства будет выделено дополнительно 13,7 млрд рублей на приобретение новой сельхозтехники. Но этого недостаточно. Надеюсь, что при корректировке бюджета будут выделены дополнительные средства, в первую очередь на новый механизм льготного кредитования. Это очень эффективный инструмент, он пользуется большим спросом.

Forbes: Кто вам помогает отстаивать вашу позицию?

Александр Ткачев: Президент и премьер. Они за сельское хозяйство.

Фото Семена Каца для Forbes

Зимний пейзаж на стене кабинета Ткачева. О погоде речь в интервью с министром также зашла.

Forbes: В сельском хозяйстве много форс-мажорных рисков, связанных с погодой. От них же невозможно защититься.

Александр Ткачев: Снизить их могут только технологии, развитие мелиорации, использование качественных семян. Во всем мире развита система страховой защиты. Потенциал для роста сельхозстрахования в России просто огромен.

Forbes: Вы прогнозировали хороший урожай по зерну в этом году. На чем основаны прогнозы?

Александр Ткачев: В этом году зима была хорошая, приличный снежный покров даже на юге, более 96% посевов озимых культур в хорошем состоянии, поэтому и прогнозы на предстоящий урожай оптимистичные. Хотя давать оценки рано, мы не знаем, что будет происходить весной, будут ли дожди. Весенние морозы часто случаются. Непрогнозируемых факторов много.

Фото Семена Каца для Forbes

Среди необычных предметов интерьера кабинета Ткачева — бесшумные механические часы 1953 года с маятником. Что говорит министр о технологиях в вверенном ему хозяйстве?

Forbes: Как вы оцениваете уровень технологий в российском сельском хозяйстве?

Александр Ткачев: Мы, конечно, подтянулись. И лучшая тому иллюстрация — рост производительности: урожайность зерновых за 10 лет выросла в 1,5 раза. Надои молока в сельхозорганизациях непрерывно растут и достигли 5000 кг. Хотя тут еще колоссальные резервы. У нас порядка тысячи предприятий переживают инвестиционный цикл. Они перевооружили и модернизировали производство. Но в целом технологически мы еще отстаем от развитых стран.

Forbes: Есть же прогрессивные хозяйства.

Александр Ткачев: Конечно. «Русагро», «Черкизово», «Мираторг», «Агропромкомплектация» реализовали передовые проекты и не уступают западным аналогам. Почему курорты в Сочи могут конкурировать с западными? Потому что в Европе уже все старенькое, немножко все обветшало. Когда все новое — это совсем другое ощущение. Новые современные отели, канатные дороги, все оборудовано по последнему слову техники.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+