Учить играючи: предпринимателя надо растить иначе, чем исполнителя
Какие предпринимательские компетенции воспитывает современная российская школа? На мой взгляд — никакие. И вот почему.
Российская школа — наследница советской школы, задача которой состояла в том, чтобы готовить кадры для плановой индустриальной экономики. Выпускник советской школы должен был не только знать основы физики и химии, но и уметь подчиняться: после получения специальных знаний в институте, техникуме или профессиональном училище он должен был занять свое место в производственной иерархии. Развитием креативных, познавательных способностей ученика массовая школа озабочена не была, этим занимались художественные и музыкальные школы, физико-математические интернаты, школы при вузах и так далее.
Такое положение дел сохранилось в российском образовании и по сей день. Российская массовая школа не способна готовить предпринимателей, потому что у нее другие задачи: она готовит исполнителей.
Что отличает предпринимателя от исполнителя?
На этот вопрос каждый из участников рейтингов Forbes даст свой ответ. Я бы сказал, что предпринимателя отличают прежде всего:
- Лидерские качества: способность нести ответственность за судьбу компании.
- Самостоятельность мышления: нежелание следовать шаблонам, готовность отстаивать собственную позицию, критический подход, способность разрушать стереотипы с помощью неудобных вопросов: «А почему?». Настойчивость в поиске истины.
- Креативность: для того чтобы отстаивать собственную позицию, надо ее сформировать. Надо уметь увидеть новые возможности там, где другие не видят ровным счетом ничего.
Я считаю, что российские предприниматели — self-made men, которые стали предпринимателями не благодаря тому, чему их учили в школе, а вопреки. Если мои коллеги-предприниматели считают иначе, пусть они меня поправят.
Здесь играют
Можно ли воспитывать в детях лидерство, самостоятельность мышления и креативность? Чтобы ответить на этот вопрос, в 2020 году мы запустили эксперимент под названием RYBAKOV PLAYSCHOOL. Этот проект охватывает десять самых важных лет в жизни человека — от двух до двенадцати, то есть период детского сада и начальной школы, когда формируются первые жизненные навыки.
- Мы хотим сопроводить детскую инициативность и креативность. Смысл этих усилий состоит в том, чтобы во взрослом возрасте человек мыслил самостоятельно и креативно, обладал лидерскими качествами.
- Мы не хотим, чтобы выпускники нашей школы послушно занимали места в производственной иерархии: роль предпринимателя в экономике состоит не в этом, а в том, что он создает новые рабочие места.
Запуская этот проект, мы основывались на идеях выдающегося советского психолога Льва Выготского, который в 20-х годах ХХ века исследовал мышление, речь, вопросы формирования личности. Ключевой фокус нашей методики — развитие через игру.
На занятиях в нашей школе дети строят сюжеты, придумывают приключения, вместе пробуют создать что-то новое и необычное, обсуждают успехи и неудачи. Такая активность помогает раскрыть потенциал личности, укрепить способности, необходимые для достижения успеха во взрослом возрасте.
Педагог в такой школе — помощник, а не главный источник знаний. Он не дает ответы, а задает вопросы и запускает живой поиск ответов, создает ситуацию для развития новых умений и навыков.
Мы не пытаемся создать в стенах школы идеальный мир, свободный от невзгод. Напротив, мы планируем усложнять учебу, транслируя в учебную среду проблемы из реальной жизни, и вместе с учениками искать способы решения этих проблем. Тьютор следит за прогрессом ученика и постепенно усложняет задания: ребенок самостоятельно проходит путь от простого к сложному — и таким образом постоянно повышает планку своих возможностей.
Мама и папа чертят траекторию
Очень важно, чтобы в процессе участвовали не только ученики и педагоги, но и родители. Мы стараемся стать друзьями и помощниками для каждой семьи, которая приводит ребенка в школу. Семья принимает решение об индивидуальной траектории развития ученика. Вместе с родителями мы составляем карту развития ученика. Благодаря этому мама и папа понимают, как развивается их ребенок, как осваивает знания, навыки, социальные роли…
Мы формируем родительское сообщество, которое изучает современные материалы о детях, школьной жизни и образовании в России и за ее пределами.
Обществу нужна другая школа
Результаты независимых исследований убеждают в том, что мы идем в правильном направлении. За последние пять лет численность учеников в частных образовательных учреждениях России увеличилась на 7%. Объем негосударственного рынка дошкольного образования в 2016 году составил 45 миллиардов рублей, а в 2021-м, как ожидается, он достигнет отметки 53 миллиарда рублей. Эти данные приводит агентство East-West Digital News в отчете «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий».
Пока рынок частного образования в России находится на начальной фазе развития: доля частных детских садов, по оценкам специалистов Высшей школы экономики, не превышает 2%, в то время как в странах — членах Организации экономического сотрудничества и развития она достигает 25%.
Конечно, развитие частного образования сдерживается скромными доходами российских семей. С другой стороны, небольшие доходы являются фактором роста для частного образования: российские родители начинают понимать: чтобы быть успешным, их ребенок должен посещать другую школу, а не ту, в которой учились они сами.
В ответ на это понимание мы создаем партнерскую сеть детских садов и школ — открытое сообщество предпринимателей и семей, объединенных общим замыслом позитивных изменений социальной среды через развитие частного образования. Это сетевой партнерский проект, к которому может присоединиться любой, кто разделяет его ценности.
Слой за слоем
Когда наши первые ученики достигнут 12-летнего возраста, мы продлим проект и достроим среднюю школу, а затем старшую. Мы намерены наращивать проект «слоями», потому что строительство новой школы — кропотливая работа.
Затем дойдем до высшего образования и предложим систему бакалавриата для проекта Х10 College. Это будет колледж при уже действующей X10 Academy. Мы создадим систему взаимодействия академии и колледжа. Мы с коллегами уже думаем об этом.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции