Ямы на дороге: какие трудности поджидают тех, кто пойдет по пути Uber
Большинство из тех, кто хочет создать бизнес по модели Uber, обычно плохо представляют себе, с чем им предстоит столкнуться. В реальности все может оказаться намного сложнее, чем кажется. Простота конечного продукта (вот клиент, вот водитель, а вот приложение в телефоне, которое их соединяет) обманчива и коварна. Под этим «простым» результатом скрыты миллионы рабочих часов, потраченных на оцифровку карт, автоматизацию бизнес-процессов, разработку сложных алгоритмов ценообразования и распределения заказов, подбор персонала и многие другие действия, о которых вы сейчас не догадываетесь.
Очень дорогое удовольствие
Если вы думаете, что вам удастся построить компанию в стиле Uber за условные три копейки, собранные с помощью трех F (family, friends, fools), то вы ошибаетесь. Платформа, подобная Uber, будет стоить минимум десятки миллионов рублей, а скорее — намного больше, в зависимости от конкретного рынка.
У вас не хватит собственных денег, потому что вам нужно быстро стать большим, чтобы быть эффективным. Для таких платформ очень важен сетевой эффект, они хорошо работают (а значит, приносят деньги), только когда и покупателей, и продавцов много. Вам придется привлекать значительные инвестиции, а значит, «продавать себя» инвесторам и убеждать их в том, что их вложения не просто окупятся, а окупятся многократно. Вы должны показать, какой гигантский кусок пирога собираетесь откусить. И только после этого просить денег.
Младенец растет слишком быстро
Если обстоятельства сложатся благоприятным для вас образом, вас подстерегает опасность иного рода. Вы уверены, что морально готовы к кратному росту? При взрывном росте чрезвычайно непросто сохранить управляемость бизнеса.
Вы можете угодить в ту самую ловушку, в которую попала компания Uber. «В начале 2015 года Uber оказалась перед лицом более серьезных проблем. Несмотря на свои грандиозные размеры, она все еще оставалась скорее небрежно скомпонованным стартапом, чем сложной системой, в которую ей давно уже пора было эволюционировать», — пишет в книге «Uber. Инсайдерская история мирового господства» Адам Лашински. Задайтесь вопросом: вы умеете строить сложные системы?
Например, в «большом Uber» на старте возникла кадровая проблема — агрессивные водители. Если неадекватный и недобро настроенный водитель знает, где живет пассажир, это становится опасным для компании, пишет Адам Лашински. Один эпизод сексуального домогательства на 3,3 млн поездок может нанести колоссальный урон репутации.
Как вы можете удостовериться, что среди ваших сотрудников не будет хамов и преступников? Как вы собираетесь проверять тех, кого берете на работу? Сможете ли вы контролировать качество оказываемой услуги?
Война на два фронта
Парижские таксисты устраивали массовые акции протеста, когда во Францию пришел сервис Uber. В Канаде, Германии, Аргентине, Бразилии и других странах компанию также встречали проклятиями. Вы готовы к проискам конкурентов и их грязной игре? Готовы к тому, что в вашем региональном офисе будут бить стекла те, у кого вы отбираете доходы? Или встречаться с ними в судах и работать с регуляторами, чтобы они не мешали вашему бизнесу?
Прежде чем сказать «да», подумайте еще об одной невидимой опасности. Компания Uber в свое время разбила сложившиеся связи между потребителем и исполнителем и выстроила новые. Однако есть ли у вас железная уверенность в том, что ваша целевая аудитория будет готова к переменам?
Вы уверены в том, что консервативность потребителей не превратит ваши амбициозные планы в руины? Уберизация такси и доставки еды стала возможной из-за большого количества неудобств, с которыми пользователи сталкивались, пользуясь этими услугами раньше. Но не все отрасли так же легко реформировать и заставить потребителей отказаться от привычного поведения.
Будьте готовы провести сотни часов глубинных интервью, чтобы основываться не только на собственной интуиции и не наделать дорогостоящих ошибок.
Зарплаты разные, законы — тоже
Перенести практики через границу бывает не так-то просто — существуют страновые отличия. В США законы позволяют любому человеку пойти и купить машину в лизинг с ежемесячным платежом в $200, стать водителем Uber и заработать за месяц $3000, то есть машина стоит дешево по отношению к доходу водителя. В России же стоимость машины по отношению к доходу водителя очень высока. Обычный человек не сможет взять машину в лизинг недорого, его зарплаты на это не хватит.
Кроме того, у нас есть особенности регулирования, которое требует от убероподобных компаний работать в статусе такси: получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа, проходить специальные процедуры, чтобы отвечать различным требованиям... Из-за этого в России до сих пор работают и долго еще будут работать таксопарки.
Как выжить рядом с Uber
Если вы не уверены, что справитесь с быстрым ростом, если вы не понимаете, как привлечь большие инвестиции, и боитесь — не рискуйте. Тогда вам надо искать такую бизнес-модель, которая не будет «биться в лоб» в вашей отрасли с Uber, который рано или поздно появится.
Например, компания «Сравни такси» не стала делать очередной агрегатор такси, а построила «агрегатор агрегаторов». То есть она дает людям возможность сравнивать цены у всех крупнейших игроков. У «Сравни такси» не получилось стать крупной компанией, но unit-экономика сошлась, и никто из агрегаторов не пытался ее уничтожить.
Более сложный пример — Wheely, сервис заказа премиальных авто с водителями. Компания поняла, что у нее не хватит ресурса, бюджета и возможностей R&D для того, чтобы бороться с Uber или «Яндекс.Такси». Но есть премиальный сервис, и можно выиграть за счет того, что каждый водитель прошел отбор и обучение. Uber не претендует на эту нишу, компания проверяет водителей только при подключении, а после — лишь при наличии жалоб или низкого рейтинга.
Ищите такую нишу, на которую не претендуют лидеры рынка. Особенности этой ниши защитят вас от прямой конфронтации с монстрами.