Зануды больше не нужны: за какими менеджерами компании будут охотиться после пандемии
Эти изменения назревали давно, пандемия коронавируса их только ускорила. Бизнес-среда, обновленная в условиях стресса, скорректировала правила игры и дополнила список компетенций современного менеджера.
Вынесем за скобки цифровую грамотность. Умение работать с базовыми программами, приложениями, аналитикой, понимание основ Big Data – технический Must Have всех руководителей и специалистов.
Какие качества мышления и компетенции топ-менеджеров работодатели будут ценить особенно высоко? Что нужно культивировать в себе, чтобы получать замечательные предложения на рынке труда, несмотря на кризис? Предлагаю свою версию ответа на эти вопросы. Вот восемь ключевых позиций.
1. Способность к развитию
Learning agility – ключевой навык, без которого добиться стабильного успеха уже не получится.
«Новые реальности» сменяют друг друга, обесценивая знания, которых вчера были нарасхват. Накануне бизнес работал в офлайне, а сегодня уходит в онлайн. Вы набирали и обучали сотрудников, а сегодня сокращаете и переучиваете.
Для многих руководителей смена декораций болезненна. Приходится отказываться от старых знаний и опыта. Это горькая таблетка – опыт поддерживает экспертность, дает уверенность в завтрашнем дне, однако на одном опыте далеко не уедешь. Навык принятия сложной реальности, готовность осваивать и внедрять знания и навыки остро востребованы компаниями и уже не обсуждается. Но компании хотят видеть в том числе исследователя, постоянный novelty seeking, умение рисковать и выходить за существующие рамки. И , наконец, понимание себя, своих шаблонов поведения и постоянного развития как профессионала и как личности становится одним из важных процессов роста и продвижения к успеху.
2. Экосистемное мышление
Сегодня главное – скорость и качество коммуникации с сотрудниками, клиентами, окружающим миром. Если вы не умеете устанавливать множественные связи с людьми и компаниями на разных уровнях, ваш бизнес обречен.
Руководители понимают, что окружающие их люди – заказчики, клиенты, партнеры, подрядчики – звенья одной цепи, создающие нечто значимое.
Способность видеть ключевую компетенцию и ценность в каждом из этих звеньев, создавать альянсы, интегрировать их для решения задач под ключ – залог выживаемости бизнеса.
Для создания альянсов важно мыслить на перспективу, основываясь на прогнозе будущего, мобилизуя и вдохновляя всех участников , которые будут не конкурировать, а сотрудничать ради общей идеи. Сент-Экзюпери был прав: если хочешь построить корабль, не учи людей пилить деревья, научи их мечтать о море.
3. Навыки предпринимателя
Компаниям сейчас остро нужны люди не с пассивным, реактивным мышлением исполнителей, а внутренние предприниматели, которые будут относиться к бизнесу по-хозяйски, искать и находить новые решения и перспективы на стремительно меняющихся рынках. Они глубоко понимают своего клиента, его потребности и проблемы, и создают продукты, ценные для клиента и компании.
Люди с сознанием предпринимателя идут на оправданный риск ради достижения результата, у них есть энергия и смелость действовать, преодолевая трудности, а не пасовать, возлагаю ответственность на обстоятельства.
В таком контексте у ошибок другая цена. За них больше не полагается моральное избиение на планерках. Компании понимают, что не смогут построить культуру инноваций и предпринимательского мышления на страхе. Наоборот, сегодня они поощряют рассказы об ошибках, делают выводы и корректирую бизнес-процессы. Нужны люди, которые «будут делать из таких лимонов лимонад».
4. Мультифункциональность
Любимый руководителями и HR-директорами навык гонки сразу за несколькими зайцами в сегодня получает новое прочтение.
Он подразумевает готовность самостоятельно искать ресурсы, материалы, инструменты и партнеров для оперативного решения задач. Многозадачность – это когда ты можешь найти решение любой проблемы. Нужен лендинг? Не пишешь заявку в IT-отдел и не ждешь неделю, а делаешь его сам.
Однако бесконечное переключение фокуса внимания вредно и снижает продуктивность. Поэтому здесь нужен еще один важный навык – умение управлять вниманием и фокусировать его на самом важном.
Энергия следует за вниманием. Тот, кто не удерживает внимание, не управляет собой, не может концентрироваться и в итоге получает кучу дел в «тлеющем» состоянии.
5. Креативность
Работая с крупными компаниями, я сталкиваюсь с закостенелыми традициями и забетонированными порядками. Креативность, или инновационное мышление, выступающее антиподом замыленности сознания, им остро показаны.
Такой навык означает не только способность создавать оригинальные идеи самому, умение видеть их вокруг, отбирать, тестировать и внедрять, но и умение стирать ненужные регламенты.
Сегодня креативность – удел не только творческих специалистов и продажников. Она проникает во все сферы. Так, высококлассный врач не только занимается непосредственным лечением, но расширяет кругозор, изучает новые препараты, оптимизирует работу. Ставя диагноз и подбирая лекарство, он оценивает организм системно.
6. Оптимизм
Человек – единственное живое существо, которое способно заставить себя силой воли находиться там, где ему плохо. Мне не нравится термин «стрессоустойчивость». В такой трактовке это качество подразумевает реакцию на стресс, умение не сгибаться под постоянным напором трудностей, заставлять себя терпеть боль.
«Жизнеустойчивость» – другое дело. Такие люди верят в свою идею, дело, соратников, вдыхают и поддерживают жизнь во всем, к чему прикасаются. Они уверены в правильности своего пути, знают свою миссию, поэтому ментально устойчивы. Они не терпят трудности в состоянии сжатой нервной пружины, а спокойно работают в непогоду, при необходимости отпускают ситуацию и расслабляются. Это делает их стабильно продуктивными и особенно востребованными сегодня.
7. Кросскультурное мышление
Коронавирус дал отмашку на переселение бизнеса в виртуальное пространство. В режиме стертых географических границ требуются люди с кросскультурным мышлением. Это актуально для компаний, выходящих на рынки других стран, когда один и тот же проект должен иметь разную упаковку.
Навык подразумевает знание культурных кодов разных стран, понимание и принятие законов государств и социумов, уважение чужих традиций и адаптацию к ним, установку контактов.
Знание английского языка сегодня уже не обсуждается. Это подразумевается само собой.
8. Экологическое мышление
Курс на экологичность набирает обороты. По данным PWC, 83% российских потребителей при совершении покупки следуют экологической рациональности. Поэтому компании будут «зеленеть» и дальше.
Люди с экологическим мышлением остро необходимы. Оно подразумевает масштаб мысли, ответственность, умение оценивать последствия действий в долгосрочной перспективе, желание заботиться об окружающей среде, понимание, что мир не принадлежит людям и что он нуждается в защите.
Современные требования к руководителям относятся прежде всего к образу мышления, а не к техническим компетенциям. Именно мышление влияет на то, как мы действуем, как принимаем решения и какого результата достигаем.