К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Зануды больше не нужны: за какими менеджерами компании будут охотиться после пандемии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Коронавирус поставил крест на карьере консервативных зануд. Их время закончилось. Компаниям нужны менеджеры нового типа, считает эксперт проекта Forbes for Business Марина Починок

Эти изменения назревали давно, пандемия коронавируса их только ускорила. Бизнес-среда, обновленная в условиях стресса, скорректировала правила игры и дополнила список компетенций современного менеджера.

Вынесем за скобки цифровую грамотность. Умение работать с базовыми программами, приложениями, аналитикой, понимание основ Big Data – технический Must Have всех руководителей и специалистов.

Какие качества мышления и компетенции топ-менеджеров работодатели будут ценить особенно высоко? Что нужно культивировать в себе, чтобы получать замечательные предложения на рынке труда, несмотря на кризис? Предлагаю свою версию ответа на эти вопросы. Вот восемь ключевых позиций.

 

1. Способность к развитию 

Learning agility – ключевой навык, без которого добиться стабильного успеха уже не получится.

«Новые реальности» сменяют друг друга, обесценивая знания, которых вчера были нарасхват. Накануне бизнес работал в офлайне, а сегодня уходит в онлайн. Вы набирали и обучали сотрудников, а сегодня сокращаете и переучиваете.

 

Для многих руководителей смена декораций болезненна. Приходится отказываться от старых знаний и опыта. Это горькая таблетка – опыт поддерживает экспертность, дает уверенность в завтрашнем дне, однако на одном опыте далеко не уедешь. Навык принятия сложной реальности, готовность осваивать и внедрять знания и навыки остро востребованы компаниями и уже не обсуждается. Но компании хотят видеть в том числе исследователя, постоянный novelty seeking, умение рисковать и выходить за существующие рамки. И , наконец, понимание себя, своих шаблонов поведения и постоянного развития как профессионала и как личности становится одним из важных процессов роста и продвижения к успеху.

2. Экосистемное мышление

Сегодня главное – скорость и качество коммуникации с сотрудниками, клиентами, окружающим миром. Если вы не умеете устанавливать множественные связи с людьми и компаниями на разных уровнях, ваш бизнес обречен.

Руководители понимают, что окружающие их люди – заказчики, клиенты, партнеры, подрядчики – звенья одной цепи, создающие нечто значимое.

 

Способность видеть ключевую компетенцию и ценность в каждом из этих звеньев, создавать альянсы, интегрировать их для решения задач под ключ – залог  выживаемости бизнеса.

Для создания альянсов важно мыслить на перспективу, основываясь на прогнозе будущего, мобилизуя и вдохновляя  всех участников , которые будут не конкурировать, а сотрудничать ради общей идеи. Сент-Экзюпери был прав: если хочешь построить корабль, не учи людей пилить деревья, научи их мечтать о море.

3. Навыки предпринимателя

Компаниям сейчас остро нужны люди не с пассивным, реактивным мышлением исполнителей, а внутренние предприниматели, которые будут относиться к бизнесу по-хозяйски, искать и находить новые решения и перспективы на стремительно меняющихся рынках. Они глубоко понимают своего клиента, его потребности и проблемы, и создают продукты, ценные для клиента и компании.

Люди с сознанием предпринимателя идут на оправданный риск ради достижения результата, у них есть энергия и смелость действовать, преодолевая трудности, а не пасовать, возлагаю ответственность на обстоятельства.

В таком контексте у ошибок другая цена. За них больше не полагается моральное избиение на планерках. Компании понимают, что не смогут построить культуру инноваций и предпринимательского мышления на страхе. Наоборот, сегодня они поощряют рассказы об ошибках, делают выводы и корректирую бизнес-процессы. Нужны люди, которые «будут делать из таких лимонов лимонад».

 

4. Мультифункциональность

Любимый руководителями и HR-директорами навык гонки сразу за несколькими зайцами в сегодня получает новое прочтение.

Он подразумевает готовность самостоятельно искать ресурсы, материалы, инструменты и партнеров для оперативного решения задач. Многозадачность – это когда ты можешь найти решение любой проблемы. Нужен лендинг? Не пишешь заявку в IT-отдел и не ждешь неделю, а делаешь его сам.

Однако бесконечное переключение фокуса внимания вредно и снижает продуктивность. Поэтому здесь нужен еще один важный навык – умение управлять вниманием и фокусировать его на самом важном.

Энергия следует за вниманием. Тот, кто не удерживает внимание, не управляет собой, не может концентрироваться и в итоге получает кучу дел в «тлеющем» состоянии.

 

5. Креативность

Работая с крупными компаниями, я сталкиваюсь с закостенелыми традициями и забетонированными порядками. Креативность, или инновационное мышление, выступающее антиподом замыленности сознания, им остро показаны.

Такой навык означает не только способность создавать оригинальные идеи самому, умение видеть их вокруг, отбирать, тестировать и внедрять, но и умение стирать ненужные регламенты.

Сегодня креативность – удел не только творческих специалистов и продажников. Она проникает во все сферы. Так, высококлассный врач не только занимается непосредственным лечением, но расширяет кругозор, изучает новые препараты, оптимизирует работу. Ставя диагноз и подбирая лекарство, он оценивает организм системно.

6. Оптимизм

Человек – единственное живое существо, которое способно заставить себя силой воли находиться там, где ему плохо. Мне не нравится термин «стрессоустойчивость». В такой трактовке это качество подразумевает реакцию на стресс, умение не сгибаться под постоянным напором трудностей, заставлять себя терпеть боль.

 

«Жизнеустойчивость» – другое дело. Такие люди верят в свою идею, дело, соратников, вдыхают и поддерживают жизнь во всем, к чему прикасаются. Они уверены в правильности своего пути, знают свою миссию, поэтому ментально устойчивы. Они не терпят трудности в состоянии сжатой нервной пружины, а спокойно работают в непогоду, при необходимости отпускают ситуацию и расслабляются. Это делает их стабильно продуктивными и особенно востребованными сегодня.

7. Кросскультурное мышление

Коронавирус дал отмашку на переселение бизнеса в виртуальное пространство. В режиме стертых географических границ требуются люди с кросскультурным мышлением. Это актуально для компаний, выходящих на рынки других стран, когда один и тот же проект должен иметь разную упаковку.

Навык подразумевает знание культурных кодов разных стран, понимание и принятие законов государств и социумов, уважение чужих традиций и адаптацию к ним, установку контактов.

Знание английского языка сегодня уже не обсуждается. Это подразумевается само собой.

 

8. Экологическое мышление

Курс на экологичность набирает обороты. По данным PWC, 83% российских потребителей при совершении покупки следуют экологической рациональности. Поэтому компании будут «зеленеть» и дальше.

Люди с экологическим мышлением остро необходимы. Оно подразумевает масштаб мысли, ответственность, умение оценивать последствия действий в долгосрочной перспективе, желание заботиться об окружающей среде, понимание, что мир не принадлежит людям и что он нуждается в защите.

Современные требования к руководителям относятся прежде всего к образу мышления, а не к техническим компетенциям. Именно мышление влияет на то, как мы действуем, как принимаем решения и какого результата достигаем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+