Английский не нужен: как обманывают себя россияне, когда начинают учить языки
Зачем жители России изучают английский язык? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, мы проводили количественные исследования. В анкетах пользователи Skyeng отвечали, что они собираются путешествовать, строить карьеру, читать литературу на английском. Однако, когда мы перешли от количественных к качественным исследованиям, выяснилось, что все это – неправда.
Вай ду ю лен инглиш?
Большинство взрослых слушателей открывают онлайн-словари и включают английские субтитры вовсе не для офисного рывка. Не для непринужденной болтовни с иностранцами на веранде уютного кафе с плетеной мебелью. Язык изучают не для незабываемого ощущения интеллектуальной свободы на форумах и конференциях. И не на радость маме.
Как показывают глубинные интервью, главным мотивом для изучения английского языка является стремление человека повысить самооценку. Люди хотят сделать что-то такое, чем будут гордиться.
Английский здесь не нужен
Уверенное знание английского языка в российском обществе все еще редкость. Есть как минимум две причины, почему россияне, в отличие, например, от жителей скандинавских стран, не говорят по-английски.
Во-первых, открою страшную тайну. Учителя английского языка в российских школах в большинстве своем тоже не знают английский. Исследования, которые проводила наша компания, показывают, что многие преподаватели владеют языком на уровне Intermediate или даже Pre-Intermediate.
Впрочем, не нужно кивать на школу. Главная причина состоит в том, что включенность России в международные коммуникации невелика. Россиянин может на протяжении жизни ни разу не попасть в ситуацию, когда ему действительно нужно объясниться на английском. Знание иностранного не является практической необходимостью для миллионов жителей страны, поэтому они и не учат язык.
Россиянин, уверенно говорящий на английском, вызывает уважение, потому что он может делать то, что не могут другие. В этом и заключается повод для самоуважения.
Наш конкурент — социальные сети
Человека, решившего выучить иностранный язык, поджидает множество препятствий. Главные искушения, испытывающие его мотивацию на прочность, коренятся в интернете.
На каждого из нас льются нескончаемые потоки легкоусвояемой попсовой информации. Балом правит хайп и псевдоинтеллектуальный персонифицированный фастфуд, посредством правильной настройки таргета посылаемый пользователю прямо в мозг. В таких реалиях спрашивать человека, что бы в свободное время он сделал с большим удовольствием – завис в социальных сетях или поучился – значит часто задавать риторический вопрос.
Слушателя нужно хвалить каждый день
Формально мы делаем вид, что верим заявлениям пользователя о том, что он учит английский для карьеры или для того, чтобы путешествовать по миру. При этом мы «давим» на другие «педали»: для того, чтобы удержать пользователя в виртуальной образовательной среде, его нужно постоянно хвалить.
Вся система преподавания в Skyeng нацелена на поддержку мотивации. Мы фиксируем любой, даже самый маленький шаг пользователя в изучении английского, подчеркиваем прогресс и даем слушателю основания из урока в урок повышать его самооценку. Мы укрепляем его уверенность в том, что он делает важное дело, изучая английский.
Мы осознали и приняли эту незакрытую эмоциональную потребность и детей, и взрослых. Учли современные реалии, когда люди знают толк в развлечениях и стремятся к ним, больше всего боясь скуки. В итоге мы стремимся завоевать внимание юзера, являясь одновременно образованием и развлечением. Индустрия современного онлайн-образования в России учитывает многие недостатки традиционной средней и высшей школы и активно использует EdTech. Геймификация, виртуализация, персональный подход и оценка, наглядность, простота и интересность сегодня увлекают тех, кто вчера повторял не новые слова, а подзабытые сезоны HBO.
Именно так на самом деле и устроена индустрия онлайн-образования. По крайней мере в секторе языковых школ.