«Нет даже сил стучать зубами»: истории компаний из отраслей, пораженных коронавирусом
Рестораны: «Поздно думать о доставке»
Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, председатель совета директоров «Росинтер Ресторантс Холдинга»:
«Ресторанная отрасль в России находится в «подвешенном состоянии», выручка у всех игроков рынка в марте упала в среднем на 40-50%, а в некоторых локациях (например, в аэропортах) и до 90%. Основной риск для бизнеса состоит в том, что фактически в компаниях все экономические процессы просто остановятся на один или два месяца. Падение или исчезновение выручки приведет к отсутствию ресурсов для выплат зарплат, налогов, аренды и т.д.
Антикризисный план для ресторанов сегодня у всех примерно одинаковый: в первую очередь надо сократить количество скоропортящихся продуктов и перейти в режим закупки необходимого минимума.
Сейчас все рестораны хотели бы включить доставку, но анализ ситуации говорит, что население в основном, обеспечивает себя продуктами, которые покупает в магазинах или использует запасы, при этом заметно ограничивая другие расходы и платежи, в том числе и заказ еды на дом. Если ресторан ранее не занимался доставкой, ему потребуется насколько месяцев на то, чтобы начать эту деятельность, и какой-то результат будет уже после завершения кризисной ситуации.
Что касается «Росинтера», доставка у нас действует давно, работаем как через и собственную службу доставки, так и через агрегаторов, тем не менее, мы ввели новые форматы онлайн-обслуживания, соответствующие ситуации, среди них, например, бесконтактная доставка, включили блюда для детей, которые вынуждены оставаться дома».
Туризм: «Нет даже сил стучать зубами»
Станислав Костяшкин, основатель и CEO Continent Express:
«Никто не предполагал такой немедленной и, буквально, обвальной ситуации. Падение происходило лавинообразно в течение всего нескольких дней, начиная с 8 марта, когда стало понятно, что это — пандемия, что затронуты не только отдельные очаги в Азии, но все страны. Первой проблемой стала остановка командировок у многих корпоративных клиентов. Обвал продаж в туристическом секторе стал второй проблемой. Поэтому сегодня у нас просто физически нет работы в привычных объемах.
Туризм — термометр, главный инструмент, который отражает экономическую ситуацию. Сейчас температура глобальной экономики — как в морозильной камере. Все сидят замерзшие, нет сил даже стучать зубами, потому что на это не хватает калорий.
Мы ожидаем в апреле-мае просадку в объеме 70-80%. Единственные, кто нас сейчас поддерживает – некоторые клиенты и некоторые партнеры. У многих корпоративных клиентов еще какое-то время будет действовать запрет на командировки. Восстановление будет достаточно медленным. Мы предполагаем, что сможем увидеть возобновление деловых поездок летом, но, скорее всего, это будет в меньшем объем, чем в обычные времена. Полное восстановление индустрии мы ожидаем только к зиме 2020-21 года. Вряд ли оно произойдет раньше.
Continent Express в последние две недели перевел все ресурсы на поддержку клиентов. Мы оперативно стали отменять бронирования, запрашивать возвраты финансовых средств и делать все возможное, чтобы минимизировать потери клиентов. Но мы не можем сделать больше, чем предполагает политика отмены поставщиков.
Мы провели колоссальную работу по сокращению всех затрат. Никто точно не знает, как долго продлится кризис. У нас нет неограниченных средств. Спасать нас государство пока не собирается. Все меры, которые объявлены правительством, к нам имеют очень слабое, опосредованное отношение. Какой смысл в отсрочке по налогам на прибыль на месяц, если уже всем понятно, что никакой прибыли за этот период у нас просто не будет? Соответственно нам великодушно разрешать не платить то, чего и так нет. Нам никто не помогает и это в очередной раз демонстрирует, что правительство не хочет (надеюсь, пока!) видеть в реальном частном бизнесе, опору экономики».
Event: «Верим в «отстреливание пружины»
Борис Альхимович, управляющий партнер event-агентства Redday, резидент клуба high-impact предпринимателей «Эквиум»:
«Event-рынок сейчас стоит перед лицом вызова, которого не было никогда раньше. Нет в нашей индустрии партнеров или конкурентов, которые в эти тяжелейшие для индустрии времена чувствовали бы себя хорошо, все столкнулись с финансовыми трудностями. Этот кризис рискует быть более серьезным, чем в 2008 году.
У нас есть опыт преодоления кризисов. Все предыдущие трудности мы переживали по одному сценарию: сосредотачивались на ключевых клиентах и проектах. Этап бурного горизонтального роста, когда мы старались охватить как можно больше клиентов, менялся на стадию укрепления отношений с ключевыми заказчиками. Эти меры сокращали оборот агентства в целом, уменьшали объем продаж, но значительно повышали качество проектов и клиентской базы. По рентабельности мы тоже получали более высокие показатели.
Корпоративный антикризисный план нацелен также на то, чтобы всеми силами сохранить наш главный ресурс – команду. Мы полностью переходим в онлайн и планируем несколько больших проектов в таком формате, штурмуем удаленно и креативим из дома, так как перевели команду на «удаленку» с 17 марта. Верим в мощное «отстреливание пружины» и возврат живых событий в будущем».