Профессионалы работают бесплатно: почему деньги убивают стартапы
В середине нулевых карьеры развивались быстро, и я в свои двадцать с небольшим быстро стал директором по маркетингу хорошо известного на рынке ювелирного дома. Компания много тратила на рекламу, поэтому меня знали ключевые «коммерческие люди» глянцевых СМИ. Все они просто мечтали заполучить рекламный контракт. К ногам простого распорядителя бюджетов были брошены все ценности столичной богемы. Хорошо, что игре в крутого директора по маркетингу положили конец события 2008 года — кризис отправил меня на рынок труда. Зато я узнал, что токсичными могут быть деньги, которые тебе не принадлежат.
Плохая аура больших денег
Книги и многочисленные истории успеха учат, что поиск инвестора — одна из главных задач основателя стартапа. На мой взгляд, для подавляющего большинства молодых компаний важность этой задачи сильно преувеличена. Вы создаете принципиально новые софтверные продукты и технологии, оборудование или медицинские препараты? Тогда инвестор вам действительно необходим чем раньше, тем лучше: без его ресурсов продукт элементарно не будет разработан, или появится существенно позже, когда кто-то более быстрый разработает жизнеспособный аналог. В более простых бизнесах, например, в ритейл-стартапах, поиск инвестора с первых шагов бизнеса — это проявление желания фаундера упростить себе жизнь и снизить собственные риски, которые на старте весьма значительны.
Полные карманы денег отравляют самовосприятие фаундера, атрофируют предпринимательское мышление и порождают желание нанять крутых специалистов на самых ранних этапах развития компании.
Чудо отменяется
Однако никакой супергуру не заменит интеллектуального вклада основателя и команды, потому что внешний подрядчик никогда не будет погружен в проект так же, как основатель бизнеса. Стартап — не тот случай, когда основателю следует думать, как поскорее отодвинуть от себя операционные задачи.
Успешность бизнеса на старте строится на огромном количестве микровзаимодействий. Сформулируй иначе фразу в предложении о сотрудничестве, которое готовится для партнера. Выбери иной тон упаковки. Поэкспериментируй с настройками взаимодействия внутри команды. Выполняя эти и другие действия регулярно и самостоятельно, основатель с пустыми карманами начинает чувствовать свой бизнес «кончиками пальцев», установит с юзерами эмоциональный контакт и сможет считывать их настроения. Чем меньше посредников между основателем стартапа и пользователями на этом этапе – тем лучше. На начальном этап развития компании сооснователи Poison Drop сами упаковывали заказы и развозили покупателям. Я считаю, что это был исключительно полезный опыт.
Профессионалы работают бесплатно
Впрочем, при всем желании основатель стартапа не сможет обойтись без помощников. Рано или поздно он пригласит профессионалов для того, чтобы они сделали работу, которую он выполнить не может. Искреннее, горячее желание построить бизнес своей мечты превращает предпринимателя в точку притяжения интереса со стороны людей, которые к его компании не имеют никакого отношения. В 2013 году мы в Poison Drop привезли в Москву первую коллекцию, и собирались представить ее рынку, для этого модели нужно было идеально отснять. Сделать эту работу вызвался фотограф, который узнал, что сооснователи Poison Drop хотят сделать лучший в России мультибрендовый магазин ювелирных украшений. Он предложил свои услуги со словами: «Денег не надо». Мы получили отличный продукт от классного профессионала.
Лет пять назад мы задумали редизайн сайта и стали искать исполнителя под эту задачу. Совершенно спонтанно нашелся настоящий эксперт в верстке и в вопросах юзабилити. Мы и думать не могли, что идея сделать принципиально новый сайт PoisonDrop.ru захватит крутого профи, в чьем портфолио — аналогичные проекты для нескольких компаний из Топ-10 российского e-commerce. Тем не менее, эксперт взялся за дело всерьез. Во время своего отпуска он много времени проводил в офисе, познакомился с командой и процессами в компании. В результате у Poison Drop появился сайт, который по-новому представил коллекцию покупателям. А в «банк идей», который верстальщик составил для будущего развития нашего веб-проекта, мы заглядывали еще минимум год.
Польза против денег
Как получается, что даже небольшие компании притягивают классных специалистов? На этот счет у меня есть немного романтическая гипотеза. Притяжение обеспечивает сильная энергетика основателя. Если фаундер действительно верит в проект и с энтузиазмом говорит об этом, это подкупает. Профи своего дела не просто откликаются на просьбу о помощи, а готовы выполнить работу или ее часть бесплатно. Для них участие в подобных активностях — подтверждение ценности собственных знаний и навыков.
В обществе происходит смена приоритетов. Молодых специалистов 22-25 лет не интересует высокий статус в корпоративной иерархии, офис в Сити и головокружительные перспективы. Им важна идея, миссия, цель. На собеседованиях они спрашивают меня о миссии Poison Drop — их действительно интересует, какую пользу компания приносит людям.
Поэтому, если к вам постучался незнакомый специалист, — значит, ваша предпринимательская энергия настолько сильна, что заряжает других людей на сотрудничество с вами. Именно это определит успех вашего бизнеса, а вовсе не инвестор, удачно найденный на старте.