Важно не только удобство платежей для клиентов, но и стоимость услуг посредников
Главное правило: предлагайте способы и условия, которые могут заинтересовать ваших клиентов и при этом не являются убыточными. «При этом все должно быть максимально просто, быстро и доступно», — добавляет Оскар Хартманн, овладелец Kupi.Vip.
Наличные
Большинство российских покупателей предпочитают расплачиваться наличными, отдавая деньги непосредственно курьеру в момент доставки. Для товаров, отправляемых по почте, часто практикуется наложенный платеж — большая часть интернет-магазинов работает пока что как система заказов по каталогу на сайте.
Плюс: Наличные — самый популярный и понятный способ оплаты товаров из интернет-магазина. Его предпочитают 59% покупателей интернет-магазинов по России, в Москве — 74%.
Минус: Прежде чем попасть в кассу, деньги проходят через руки курьера, так что всегда нужно помнить о человеческом факторе. Гендиректор открывшегося недавно интернет-магазина www.onovamnadom.ru Наталья Кулакова рассказывает, что уже успела уволить одного из своих курьеров — он не появился вечером в офисе, чтобы сдать дневную выручку в кассу.
Электронные деньги
Покупатели могут оплачивать товары с помощью систем WebMoney, «Яндекс.Деньги». Используя их, вы расширяете потенциальную клиентуруинтернет-магазина и упрощаете процесс получения денег.
Плюс: Курьерам не надо искать сдачу и привозить дневную выручку в офис. Наталья Кулакова из www.onovamnadom.ru говорит, что аудитория магазина пополнилась клиентами, которые заказывают продукты не для себя, а, например, для престарелых родителей.
Минус: Чтобы превратить виртуальные деньги в реальные, придется заплатить небольшую комиссию (около 3%) за конвертацию.
Кредитные карты
Можно воспользоваться услугами компаний, обслуживающих карточные платежи в интернете (ChronoPay, CyberPlat, Assist). Они взимают комиссию за каждую транзакцию в размере от 0,8% до 3%, но вам не придется думать о процессинге.
Плюс: Как и в случае с электронными деньгами, можно просто и быстро получить деньги. Кроме того, стоит помнить, что количество россиян, расплачивающихся в сети картами, медленно, но верно растет. Уже сейчас, по данным исследовательского холдинга ROMIR, кредитные карты для оплаты в интернет-магазинах применяют 10% россиян.
Минус: Платежи банковскими картами в России плохо развиты: около 90% пластиковых карт эмитируется в рамках зарплатных проектов и используется лишь для того, чтобы снять наличные в банкомате. К тому же на переговоры с компаниями, обслуживающими карточные платежи в интернете, может уйти много времени: переписка, сбор необходимых документов и проведение пробных транзакций занимают от одного до двух с половиной месяцев, отмечает директор интернет-магазина rubashka-na-zakaz.ru Василий Мунтян.
SMS
Можно использовать оплату при помощи отправки на указанный номер SMS-сообщения: у абонента автоматически списываются деньги со счета. Оплату с помощью SMS удобно использовать при торговле виртуальным товаром.
Плюс: В отличие от банковских карт и электронных денег потенциальным пользователем данной услуги может быть любой россиянин: уровень проникновения сотовой связи в России превышает 100%.
Минус: Нужно приготовить себя и бухгалтерию к возможным задержкам с оплатой от операторов, которая достигает до полутора месяцев после окончания отчетного периода, и высоким комиссиям, которые могут достигать до 30% списанной с абонентского счета суммы.
Комбинация
Можно заключить договор с компаниями-агрегаторами (пример — «Робокасса»), обслуживающими все вышеперечисленные виды платежей.
Плюс: Агрегаторы позволяют интернет-магазинам принимать платежи от клиентов в любой электронной валюте, с помощью SMS-сообщений, посредством банковских карт и через терминалы мгновенной оплаты. При этом интернет-магазинам вовсе не нужно подключать к себе платежные системы самостоятельно: агрегатор принимает средства от клиентов и перечисляет их на расчетный счет клиента.
Минус: Высокий процент за обслуживание и конвертацию между валютами.