Александра Примакова, руководитель отдела качественных исследований компании Validata market research, научилась покупать три авиабилета по цене двух: «Мы с мужем всегда заранее бронируем места в хвосте самолета: одно у иллюминатора, другое у прохода. Обычно желающих занять среднее место не находится, и мы летим вдвоем на трех креслах. Но даже если кого-то сажают между нами, человек всегда соглашается поменяться местами. Так что мы с мужем все равно всегда сидим вместе — риска в нашей схеме никакого».
Гораздо рискованнее действует директор архитектурного бюро Attix Алексей Садовских: в очередь на регистрацию он всегда встает в самый последний момент — и часто оказывается в бизнес-классе, имея на руках билет в экономический. Правда, дважды он оставался в аэропорту: тогда на рейс явились все купившие на него билеты, и Алексею места не хватило (авиакомпании обычно продают несколько лишних билетов на все рейсы, так как, по статистике, на каждый рейс не являются несколько пассажиров).
Люди вроде Примаковой и Садовских — скорее исключение в России. 99% опрошенных нами путешественников сказали, что им безразлично, где сидеть в самолете. Между тем только в салонах первого и бизнес-класса все места одинаково хороши. А в экономклассе от того, в каком ряду вы сидите — в хвосте, в середине или в начале салона, — напрямую зависит ваш комфорт. И ценой совсем небольших усилий вы можете сделать так, что после полета ваши ноги и спина будут болеть меньше, а настроение будет лучше.
Forbes составил список самых эффективных способов по получению хорошего места в самолете.
1. Узнайте подробнее о модели и о расположении мест в самолете
Узнать, на какой модели самолета совершается тот или иной рейс, можно на сайте авиакомпании. Самолеты разных авиакомпаний довольно сильно отличаются друг от друга по комфортабельности салонов. На сайтах www.SeatGuru.com, www.SeatExpert.com есть все подробности о компоновке самых разных самолетов: о наличии электрических розеток и телевизоров в спинках кресел, расположении туалетов, интервале между рядами (обычно он составляет 80 см, но некоторые компании, например JetBlue, увеличили его на 5 см) — эта небольшая, казалось бы, разница при длительных перелетах очень даже ощущается.
Первый ряд за бизнес-классом считается самым удобным. Здесь больше места для ног, перед вами никто не сидит — а значит, никто не откидывает на вас спинку своего кресла, вы первым получите еду, напитки, газеты, вам достанутся пледы и подушки, для путешествующих с маленькими детьми есть возможность прикрепить к стенке люльку для младенцев и поставить детское кресло. Но и здесь есть свои минусы — из-за спрятанных в подлокотниках столиках невозможно эти подлокотники поднять и превратить кресло в диван или положить спящего ребенка к себе на колени. А если вы, например, собираетесь в пути поработать или подготовиться к деловой встрече, едва ли стоит стремиться сесть в первые ряды: соседство с детьми (а их тут обычно больше всего) вряд ли будет способствовать концентрации внимания.
Места у аварийных выходов тоже в почете у опытных путешественников: интервал между рядами тут на 15 см больше, чем в остальном салоне, но в зависимости от компоновки салона часто не опускаются спинки кресел (при длинных перелетах вы пожалеете об этом), и нельзя держать на полу ручную кладь. Правила предписывают сажать на эти места только рослых взрослых людей. «Честно говоря, по понятным причинам на регистрации прежде всего смотрят, чтобы человек этот был бы физически крепкий, энергичный и, как бы это сказать, сообразительный, — говорит Борис Рыбак, директор консалтинговой компании Infomost. — В случае экстренной ситуации он должен и дверь открыть, и помочь экипажу эвакуировать пассажиров». Хотя известны случаи, когда даже хрупкая девушка могла убедить сотрудника авиакомпании в том, что ей нужно лететь именно в этом ряду.
В середине салона значительную часть полета вы оказываетесь «запертыми» тележками с едой, напитками, газетами, товарами «duty-free». К тому же обычно ряды с 8-го по 20-й — это самая шумная зона в самолете, здесь концентрируется весь шум моторов и турбин. Но такой информации на сайтах и схемах салонов нет, и помочь найти более тихое место вам смогут только сотрудники авиакомпаний на регистрации — в разных типах самолетов разные графики распределения шумов.
В хвосте самолета места немного уже (такова геометрия самолета): сидеть там теснее, трясет сильнее, небольшой выбор еды, газет и журналов (по принципу «что осталось»), рядом туалет, у которого чаще всего очередь — а значит, шум. Единственный плюс — хвостовые места считаются более безопасными.
2. Бронируйте места заранее
Предварительное бронирование позволяет выбрать себе места в самолете задолго до полета. Особенно это удобно тем, кто летит большими компаниями: сложно рассчитывать, что вас всех смогут посадить рядом. Компания British Airways с октября нынешнего года ввела дополнительную плату за бронирование: теперь за возможность выбора удобного места пассажирам экономического класса придется заплатить 10 фунтов ($16) на европейских рейсах и 20 фунтов ($32) при долгих перелетах, 20 фунтов ($32) и 60 фунтов ($98) соответственно пассажирам бизнес-класса. Но большинство авиаперевозчиков (за исключением бюджетных, у которых платно все) по-прежнему предоставляют эту услугу бесплатно при покупке билетов как в интернете, так и в офисах авиакомпаний. Но о ней мало кто знает — ее почему-то особенно не афишируют ни сами перевозчики, ни агенты.
При предварительном бронировании места можно также заказать себе и особую еду ( о чем тоже мало кто знает) — разные варианты обедов есть у всех авиаперевозчиков. «Трансаэро», к примеру, предлагает на выбор около 30 разных обедов — еду вегетарианскую, кошерную, мусульманскую, низкокалорийную, диабетическую и другие плюс 2 вида детского питания.
3. Пользуйтесь онлайн-регистрацией
Выбрать удобное для вас место можно и при онлайн-регистрации, такая процедура становится все более популярной. Зарегистрироваться можно в аэропорту у специальных киосков и даже на сайте авиакомпании. Таким образом вы экономите массу времени (приезжать в аэропорт можно хоть за 50 минут до вылета), правда, существует ряд ограничений: вы должны путешествовать без багажа, без маленьких детей, без животных. В общем, такой вариант подходит путешествующему налегке бизнесмену. К тому же некоторые компании, например Delta или Air Berlin, не выводят места рядом с аварийными выходами (а они у путешественников считаются хорошими) в систему онлайн-регистрации, придерживая их для рослых и крупных пассажиров. Второй момент — в России стойки онлайн-регистрации есть далеко не у всех компаний и пока только в Москве — в «Домодедово» и «Шереметьево-2».
В недалекой перспективе — создание единого группового посадочного талона, который позволит получить места рядом друг с другом, например большой семье или компании пассажиров. Для этого им необязательно будет являться всем в аэропорт в одно и то же время, зарегистрировать всю компанию сможет один человек: данные сразу нескольких путешественников будут храниться на чипе одного билета.
4. Приезжайте на регистрацию заранее
Не стоит пренебрегать самым простым и проверенным способом получения желаемого места в салоне: не лениться и приехать к началу регистрации. По словам директора пресс-службы авиакомпании «Трансаэро» Сергея Быхала, «сотрудники авиакомпании на регистрации всегда стараются идти навстречу пассажирам и учитывать их пожелания». Для путешествующих в одиночку возможен и такой вариант: приехать, наоборот, к самому концу регистрации. Если повезет, вам могут предоставить место и в бизнес-классе, а если не повезет — достанется место, от которого все другие пассажиры уже отказались.
5. Выбирайте для полетов дни наименьшего трафика
Эксперты рекомендуют по возможности назначать перелеты на дни и часы наименьшей загрузки аэропортов — это понедельник, вторник, четверг. Самые загруженные дни — пятница и воскресенье. Наиболее заполненные рейсы — утренние и вечерние. В полупустых салонах «будних» рейсов стюардессы сами предложат вам пересесть на незанятые ряды — на трех креслах вполне можно и поспать.
6. Попробуйте «неофициальные способы»
Еще несколько лет назад была повсеместно распространена практика получения хороших мест на борту или прохода в бизнес-класс за взятку сотрудникам авиакомпании (500 рублей, вложенных в паспорт, до сих пор могут открыть вам путь к месту у аварийного выхода, но мы этого не советуем). Американский Forbes.com рассказывает историю пассажира, которому при перелете из Нью-Йорка в Германию стодолларовая купюра помогла попасть в бизнес-класс. Правда, на обратном пути с немецким персоналом авиакомпании тот же трюк не прошел.
«Для нашей семьи просто принципиально лететь на первом ряду, где можно вытянуть ноги, — вспоминает Анна С. — Ведь мой рост — 186 см, а муж еще выше. Однажды в аэропорту на регистрации, когда я попросила дать нам эти места, сотрудники авиакомпании сказали: «По 500 рублей в паспорт». Деваться нам было некуда, лететь долго, мы заплатили. Но самое обидное, что перед вылетом самолет заменили, и наши новые места оказались чуть ли не в середине салона. С каким удобством мы в итоге летели, вспоминать даже не хочу».
И все же деньги решают не все: в последнее время участились проверки, персонал авиакомпаний деньги брать боится, гораздо эффективнее расположить к себе сотрудников авиакомпаний личным обаянием. «Надо им улыбаться, надо с ними разговаривать, надо относиться к ним по-человечески, и тогда — много раз проверено — они сделают для вас значительно больше, чем можно от них ожидать», — советует Борис Рыбак.
Бизнесмен Петр К., по долгу службы летающий и внутренними, и международными рейсами по нескольку раз в неделю, чуть ли не ежедневно убеждается в этом же: «Самый надежный способ — положить на стойку регистрации шоколадку и с очаровательной улыбкой попросить девушку «посадить хорошо». Всегда срабатывает, причем шоколадки, как правило, не берут».