Группа Тельмана Исмаилова, похоже, в последний раз вошла в рейтинг крупнейших российских частных компаний
Идеально чистые, пустынные торговые площадки Черкизовского рынка выглядят настолько неестественно, что любой хоть раз бывавший здесь раньше почувствует себя неуютно. Много лет на 200 га в оживленном районе Москвы жил и торговал настоящий город в городе. Для москвичей «Черкизон» был местом приобретения дешевой одежды, но рынок был также транзитным «хабом», куда вливались многомиллионными потоками импортные потребительские товары, перепродавались и растекались по всей стране мелкими ручейками. На рынке работало 100 000 человек, ежедневно сюда приезжали сотни автобусов с «челноками» из разных регионов страны. Через «Черкизовский» проходило 40% продукции легкой промышленности целого государства — Киргизии (а это одна из ключевых отраслей ее экспорта). Рынок принадлежал нескольким бизнесменам, которым тысячи лавок платили арендную плату, но самой большой частью владела группа АСТ выходца из Азербайджана Тельмана Исмаилова. Исмаилов долго считался одним из богатейших и влиятельнейших бизнесменов, близких к столичным властям, а АСТ неизменно входила в список крупнейших частных компаний России по версии Forbes. По результатам 2008 года она заняла 139-е место. Но похоже, она в списке последний раз: в этом году группа компаний Тельмана Исмаилова подверглась сокрушительному разгрому.
АСТ — предельно закрытая структура, никогда не обнародовывавшая информацию не только о своем финансовом положении, но даже о своем составе. По нашей оценке, сдача в аренду торговых точек на рынке приносила группе АСТ немногим больше половины выручки. В числе остальных бизнесов отпраздновавшего недавно свое 50-летие Исмаилова — строительство, дистрибуция алкоголя, служба такси, несколько торговых центров и жемчужина коллекции — знаменитый ресторан «Прага» на Арбате. Бизнес Исмаилова начинался в 1990-х годах с торговли ширпотребом, организации барахолок у метро, откуда мелкие торговцы и перебрались в 1993 году на организованный им на землях Академии физкультуры Черкизовский рынок. Владеют группой в равных долях Исмаилов, два его сына и племянник.
Тельман Исмаилов считался весьма влиятельным представителем той группы российских бизнесменов, чей бизнес связан с Москвой и ее властями. Гостем на торжествах, устраиваемых в его честь, нередко бывал мэр столицы Юрий Лужков, а брат Тельмана Исмаилова Фазиль был исполняющим обязанности префекта одного из десяти московских округов. Власти Москвы, напоказ демонстрируя недовольство Черкизовским рынком, с 2004 года обещали его закрыть, но лишь на словах: империю Исмаилова уничтожили не они.
В сентябре прошлого года Следственный комитет при Прокуратуре РФ арестовал на складах АСТ 6000 контейнеров, сообщив, что это контрабанда. А в ноябре специальным приказом был ликвидирован Черкизовский таможенный пост, располагавшийся на входящем в группу Исмаилова складе временного хранения (СВХ) «ТСТ», на котором проходили таможенное оформление грузы, импортировавшиеся из Турции и Китая сотнями фирм. В начале 2000-х СМИ не раз писали о дружбе Тельмана Исмаилова и тогдашнего начальника главного управления ГТК Эльчина Сафарова, а в 2002 году глава ГТК Михаил Ванин специальной телетайпограммой разрешил не применять к двум СВХ строгие меры, которые были введены для товаров из Китая, то есть фактически создал особый режим растаможки для двух СВХ. Одним из них и был «ТСТ». В 2004 году Черкизовский таможенный пост стал одним из восьми, где разрешено декларировать китайские товары, ввозимые в Московский регион. «Владелец склада имеет возможность устанавливать неформальные отношения с таможенниками», — говорит руководитель таможенной практики юридической фирмы Goltsblat BLP Владимир Чикин. Ликвидация Черкизовского таможенного поста стала первым сильным ударом по АСТ. «Склад временного хранения без таможенного поста — это как пушка без снарядов», — говорит Чикин.
Вскоре замерли работы на московских стройках АСТ. Застопорилась отделка универмага «Военторг» на Воздвиженке, позже выяснилось, что он перешел в собственность Сулеймана Керимова. Ушли рабочие и техника с участка близ Никитских ворот, который Исмаилов получил, переиграв на аукционе жену московского мэра Елену Батурину. Остановились и переговоры с потенциальными оператором и арендаторами. По словам старшего вице-президента компании Jones Lang LaSalle Марины Усенко, об активности вокруг этого участка давно ничего не слышно.
Зато строительная смета отеля Mardan Palace в Анталье стремительно увеличилась с заявленных $500 млн до $1,3 млрд. Московские девелоперы стали высказывать предположения, что АСТ перебросила деньги с московских объектов в Турцию. Судя по восторженным сообщениям турецких и российских СМИ, на стройку завозили сусальное золото, тонны хрусталя, €17 млн было потрачено только на столовые приборы, €80 000 — на антикварный диван времен Османской империи. Церемония открытия отеля, состоявшаяся в мае, по словам очевидцев, затмила «Оскар». На открытие приехали Шэрон Стоун, Моника Беллуччи, Ричард Гир, Юрий Лужков, Иосиф Кобзон и многие другие знаменитости. На следующее утро Исмаилов подал прошение о получении турецкого гражданства.
И вовремя. Первого июня на заседании правительства Владимир Путин рассказал министрам о злополучных контейнерах с контрабандой на миллиарды долларов и потребовал «посадок». На Черкизовский рынок нагрянули проверяющие из всех возможных ведомств, включая пожарных и Роспотребнадзор, и менее чем через месяц рынок был закрыт. По одной из версий, это стало продолжением политики федерального центра по ослаблению влияния мэра Москвы. По другой — Путина рассердила помпезная церемония открытия отеля в Турции.
Тельмана Исмаилова и его сыновей давно уже не видели в России. Знакомые с ними бизнесмены уверяют, что семья перебралась в Турцию. Что осталось у Исмаилова в России?
Пока чувствует себя уверенно компания «АСТ Интернешнл Инваэронмент», дистрибьютор алкоголя. «Это один из крупнейших игроков рынка», — говорит Игорь Сердюк, куратор сети бутиков Vinoteka.ru. Генеральный директор «АСТ Интернешнл Инваэронмент» Леонид Рафаилов называет годовой оборот компании — 4,6 млрд рублей. «Мы не сократили объемы в кризис, — рассказывает он, — и я ни на единицу не сократил штатное расписание». В компании работают 400 человек. Долю компании на рынке Рафаилов оценивает в 20%. «Они точно входят в пятерку крупнейших», — подтверждает Сердюк.
Коснулись ли бизнеса алкогольного дистрибьютора проблемы «большого» АСТ? «Я не испытываю никакого давления и никаких недружелюбных действий не ощущаю», — свидетельствует Рафаилов, наотрез отказываясь говорить об остальных бизнес-направлениях группы и о том, где сейчас находится и что делает Тельман Исмаилов.
В других сферах отсутствие внимания владельца сказывается сильнее. На въезде в подмосковный Клин стоит большая стела, за ней — вертолетная площадка, на которой, как говорят, приземлялся вертолет Тельмана Исмаилова, когда тот прилетал осматривать свои земельные угодья. В Клинском районе Подмосковья АСТ купила 3500 га земли.
Паи скупали у колхозников. Как убеждены в местном общественном движении «Крестьянский фронт», при активном участии председателя колхоза «Клинский» Владимира Еремина и главы Клинского района Александра Постриганя. «Людей обманывали, запугивали, — горячится руководитель клинского отделения движения «Крестьянский фронт» Анатолий Сутягин. — Говорили, что скоро будет большой налог на землю и можно вообще ничего не получить. Колхозникам на руки давали кому по 10 000 рублей, кому обещали молоко, навоз привозить».
Группа АСТ планировала построить на землях колхоза «Клинский» миллион метров жилья, молокозаводы и завод по производству крахмала. «Мы рассчитываем попасть в программу «Доступное жилье», — говорил Тельман Исмаилов в интервью «Ведомостям» в 2007 году. Ничего этого не произошло. Только поголовье скота сократилось с 2000 голов до 476.
Владимир Еремин отказывается комментировать изменение планов своих хозяев: «Я занимаюсь только своей работой, производством, больше не уполномочен ни о чем говорить». Местным помощникам Исмаилова есть о чем беспокоиться: в сентябре Следственный комитет возбудил против Александра Постриганя уголовное дело по фактам махинации с недвижимостью. Правда, буквально через несколько дней прокурор Московской области дело закрыл, но активисты «Крестьянского фронта» верят, что это только начало, и готовятся оспаривать законность скупки земель.
Туманное будущее и у другого бизнес-проекта Исмаилова, — нефтяного. В 2005 году компания «АСТ Карго» победила «Лукойл» на аукционе на разработку двух месторождений в Коми-Пермяцком округе. Гендиректором «АСТ Карго» был Жануко Рафаилов, заместитель Исмаилова в КБФ АСТ (одна из двух управляющих компаний «Черкизовского»). К разработке этих месторождений «АСТ Карго», впрочем, так и не приступила, зато другие аффилированные с АСТ структуры продолжили покупать лицензии на нефтеносные участки. Часть этих участков сейчас принадлежит «Корпорации «Евролига», а всего в разработке у корпорации 28 участков, сконцентрированных в Коми. Если верить сайту компании, ее гендиректором и единственным владельцем является бизнесмен Жануко Рафаилов. Однако, как сообщил корреспонденту Forbes по телефону один из сотрудников корпорации, представившийся помощником гендиректора, теперь у компании уже другой владелец, Дмитрий Тарураев. Связаться с ним не удалось, но похоже, что нефтяные месторождения больше не находятся под контролем группы Исмаилова.
А в каком состоянии самые заметные московские бизнесы Исмаилова? Парковка перед знаменитым рестораном «Прага» на Арбате большую часть времени пустует: после того как и здесь побывали сотрудники Следственного комитета, ресторан большую часть времени закрыт, работает только для проведения банкетов. Типография АСТ-МПД по итогам первого полугодия показала убыток 50 млн рублей (треть годовой выручки) и фиксирует в отчетах снижение объемов производства. Зал торжеств «Сафиса» на Воробьевых горах, где отмечали свадьбы и дни рождения состоятельные люди (бюджет мероприятия мог доходить до €600 000), работает, но снизил расценки: раньше аренда зала обходилась в $50 000, а теперь в $30 000.
Прекращение работы «Черкизовского», дававшего половину выручки АСТ, почти гарантированно приведет к выпадению из нашего следующего рейтинга этой компании, заработавшей в прошлом году, по нашей оценке, 18,2 млрд рублей. Что остается? «Мардан-Палас» в Анталье — один из крупнейших отелей в Турции, в нем 535 номеров. При 52-процентной среднегодовой наполняемости отеля (средний показатель для турецкого рынка) он может принести €70 млн в год. Еще €30 млн можно заработать на дополнительных услугах — ресторанах, обслуживании конференций и пр. Выходит, что на своем турецком проекте вчерашний московский магнат Исмаилов сможет зарабатывать около €100 млн в год. Это втрое меньше, чем приносил «Черкизон», и впятеро меньше, чем зарабатывала его разгромленная российская бизнес-группа.