«Я не учился на парикмахера»
Что нужно для успеха? Forbes расспросил об этом Игоря Стоянова, владельца самой крупной в России сети салонов красоты Persona Lab.
Первое заведение Игорь открыл в июле 1998 года, накануне кризиса. Сейчас полсотни салонов работают в пяти городах, выручка компании в прошлом году превысила $20 млн.
— С чего начинать?
— С намерения. Зачем мне это нужно? Что я хочу получить в результате? Могу ли я прожить без парикмахерской? Надо ответить себе на эти вопросы.
— Нужно ли владельцу салона учиться профессии стилиста?
— Я не учился. Как-то в начале 1990-х стригся и спросил у парикмахера, сколько стоит открыть салон. Он ответил: $30 000. Так все началось. Сейчас, спустя 14 лет, я пошел учиться на парикмахера. Теперь понимаю, что такое пробор, зоны и так далее.
— Как находите правильное место для заведения?
— У Харуки Мураками в одном из произведений есть персонаж, который открывает ресторан. Когда ему риелторы предлагают место, он идет туда и долго сидит напротив этого заведения. Если видит, что с большей частью прохожих он может найти общий язык, значит, место ему подходит. Я беру тот же принцип за основу.
— Каков должен быть средний чек?
— У нас — 1000-1500 рублей. Сейчас в «Персоне» еще действует система из четырех ценовых градаций: стоимость стрижки колеблется от 700 до 3000 рублей. В выходные можно подстричься за 50% от стоимости. Это услуга для новых людей, которые приезжают в Москву, студентов и выпускников.
— За счет чего цена такая низкая?
— Их обслуживают мастера-новички, которым нужно набрать нужное количество клиентов. Новички, поступающие на работу в «Персону», четко представляют себе свои перспективы. Служебная лестница состоит из четырех уровней. Каждый следующий отличается по оплате от предыдущего не менее чем на треть.
— Где вы берете мастеров?
— Мы ищем необычные решения. Например, сейчас учим маникюру и педикюру глухонемых. Первых уже направили на работу. Они прекрасно набирают клиентскую базу буквально за месяц.
— Как раскрутить бизнес?
— Если просто вкладывать деньги в рекламу, то их потом не окупить никогда. Мне удалось сделать имидж-лабораторию для телезвезд и школу стилистов. Так я развил бренд и узнаваемость. Можно раскручивать мастера-звезду, а если есть опасение, что она уйдет, то продвигать себя в качестве звезды.