К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Чек на $1,5 млн

фото Артема Голощапова для Forbes
фото Артема Голощапова для Forbes
Поволжский предприниматель Руслан Фазлыев создал сервис интернет-магазинов под ключ, которым пользуются 150 000 человек по всему миру.

В 2010 году во время Чемпионата мира по футболу в ЮАР весь мир покупал вувузелы. В том числе в соцсетях: предприимчивые южноафриканцы превращали свои странички в интернет-магазины при помощи сервиса Ecwid. Восьмилетний мальчик из США воспользовался тем же сервисом, чтобы устроить бизнес по продаже комиксов. У Ecwid больше 100 000 клиентов по всему миру (они добровольно перевели интерфейс на 37 языков, включая валлийский), но лишь немногие знают, где находится город Ульяновск, в котором расположена штаб-квартира их российского партнера.

Ecwid позволяет за пять минут превратить в интернет-магазин сайт и даже страницу в сети, не создавая собственного программного кода. Среди платформ, на которых можно торговать с помощью сервиса, — Facebook, Ning, «ВКонтакте», Wordpress и Blogger. Находясь в Поволжье, создатель сервиса Руслан Фазлыев с первого дня мыслил его международным проектом. Расчет оправдался: только 7% клиентов Ecwid приходится на российский рынок. За два с половиной года с момента запуска бета-версии сервис стал заметным игроком на мировом рынке и получил инвестиции на $1,5 млн от фонда Runa Capital.

Когда Фазлыева спрашивают, как ему удалось построить бизнес, он рассказывает романтическую историю. «У меня была девушка в Ульяновске, у нее был богатый папа, и она не собиралась никуда уезжать. Так что мне надо было стать богатым, не уезжая из города». Но на создание успешного международного бизнеса у него ушло 10 лет.

 

В 2000 году Фазлыев бросил институт и начал зарабатывать на жизнь тем, что умел, — программированием. «Если я не спал и не обедал, то все время работал», — вспоминает он. Тогда программист в Ульяновске получал в среднем $200, Фазлыев мечтал хотя бы о $400, но уже через месяц зарабатывал «гораздо больше». В 2002 году вместе со своим знакомым Юрием Зайцевым он основал компанию «Креативная разработка»; по данным «СПАРК-Интерфакс», доли в этом ООО были поделены в пропорции 60% на 40%. Сейчас в их предприятии работает 150 человек.

Созданием типовых магазинов партнеры занялись случайно. Как-то Фазлыев, Зайцев и другие программисты, с которыми они вместе «шабашничали», получили заказ в области электронной коммерции. К тому времени они успели разработать для одного из клиентов биллинг и работали с платежами, но интернет-магазин не делали ни разу. Разумеется, клиент об этом не узнал: заказ был выполнен наутро. Вскоре товарищи разработали первое типовое предложение, «карту» для интернет-магазинов X-Cart.

 

Со временем у X-Cart появилось множество конкурентов, такие же системы стали программировать сотни компаний, а часть сотрудников Фазлыева переманили в новый проект, созданный на деньги венчурных инвесторов из Кремниевой долины. Поэтому он решил заняться чем-то другим. В 2009 году появилась бета-версия самого на данный момент успешного бизнеса «Креативных разработок».

Ecwid — сокращение от e-commerce widgets, виджеты для электронной коммерции. В отличие от X-Cart, это не программа, которую надо специально инсталлировать, а облачный сервис, настраиваемый за пять минут. Фазлыев рассказывает, как его жена создала на Ecwid собственный магазин — тайком от него. Ecwid, изначально задуманный как более массовый проект, уже обогнал предшественника и по запросам в Google, и по выручке, которую, впрочем, не раскрывают. Управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев надеется, что в этом году отчисления, которые получает Ecwid от владельцев интернет-магазинов, достигнут $1 млн.

«Мы были уверены, что Ecwid сразу выстрелит, ждали шквала аплодисментов», — вспоминает Фазлыев. Однако в первый день работы сервиса у них зарегистрировалось всего 70 пользователей. Фазлыев не опустил руки и продолжил работать, и пользователи потянулись — на этапе бета-тестирования их было 10 000, сейчас — в 15 раз больше. Выручку обеспечивают 5000 клиентов: для маленьких магазинов сервис бесплатный. Плата взимается (от $17 в месяц) за расширение ассортимента свыше 100 товаров и дополнительные услуги.

 

На Западе к Ecwid поначалу относились предвзято. Скорее всего, из-за стереотипа о мошенниках из России, которые проповедуют принцип «не обманешь — не продашь», считает Фазлыев. Но сейчас Ecwid занимает второе место среди всех платформ электронной коммерции в крупнейшей в мире социальной сети.

На первом месте с большим отрывом американский конкурент Payvment с месячной аудиторией в Facebook 1,3 млн пользователей (против 180 000 у Ecwid). Правда, между компаниями есть существенная разница: Payvment работает только в социальных сетях — Facebook и Twitter. По словам операционного директора компании Джеймса Стонема, они не собираются вылезать в «большой интернет». Фазлыев не будет ограничиваться социальными сетями. По его словам, магазины, имеющие и собственный сайт, и страницу в Facebook, получают из социальной сети около 15% процентов оборота.

Основной конкурент Фазлыева в большом интернете — американская компания Shopify, которая привлекла уже более $20 млн инвестиций (против $1,5 млн у Ecwid и $7,5 млн у Payvment). Заработки компании не раскрывают, а надежных инструментов сравнения трафика нет. По словам Фазлыева, они сравнимы по числу посетителей (Shopify не ответила на запрос Forbes). Кроме того, хвастается ульяновский предприниматель, его сервис позволяет «приделать» магазин к любому сайту, а конкуренты требуют вносить в сайты существенные изменения. Как бы то ни было, конкуренция в их деле не слишком важна, говорит Стонем. Обороты мировой электронной коммерции — сотни миллиардов долларов в год, а «магазины под ключ» выручают в лучшем случае первые миллионы. Не нужно уводить друг у друга клиентов, чтобы твой бизнес рос.

Чтобы обеспечить быстрый рост, Ecwid планирует потратить привлеченные от инвесторов деньги на офисы в Кремниевой долине и Великобритании: клиенты сервиса живут в 174 странах, причем 70% из них приходится на США и страны ЕС. Помимо экстенсивного роста Ecwid рассчитывает и на интенсивный, создавая новые опции для платных аккаунтов — вроде SEO-оптимизации или быстрой доставки контента за счет размещения на ближайшем сервере Amazon, провайдера облачных вычислений. По оптимистичным данным компании, сейчас уже каждый пятый новый пользователь выбирает платный аккаунт.

Фазлыев утверждает, что компания вышла на операционную безубыточность, но инвестиции проект пока не отбил. До последнего времени в компании работало всего 18 человек, но с открытием зарубежных офисов команда будет увеличиваться. Ближайшие планы — как минимум удвоить число зарегистрированных пользователей Ecwid. У инвесторов (Runa не раскрывает своей доли, но она меньше контрольной) планы более амбициозные. Сооснователь Runa Сергей Белоусов рассчитывает, что через пять лет Ecwid будет стоить до $100 млн. Если он окажется прав, то планы Фазлыева «разбогатеть, не уезжая из Ульяновска», будут перевыполнены.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+