К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Фиктивный бизнес: как накачивают компанию перед продажей

Фиктивный бизнес: как накачивают компанию перед продажей
И как не стать жертвой такого мошенничества

Постоянно усиливающаяся конкуренция и падение прибыльности компаний в условиях замедления экономического роста заставляет собственников ставить перед топ-менеджментом крайне амбициозные задачи, порой заведомо невыполнимые. Это может провоцировать менеджмент на совершение мошеннических действий, поскольку иного способа добиться результата и получить максимально возможный бонус просто нет.

Существует три основных вида корпоративного мошенничества: фальсификация финансовой информации и отчетности, хищение активов и коррупция. В реальной практике встречаются случаи, когда компании, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов или получить кредит, завышают объемы бизнеса, показывая в отчетности фиктивные операции. Например, искусственно завышая выручку и объем поступающих денежных средств.

В нашей практике был такой случай. Рентабельность компании «Продакшн» (название изменено. — Forbes) из-за сильной изношенности производственных мощностей падала, хотя у компаний-конкурентов, использующих современные технологии, она, напротив, росла. Стабильного денежного потока у ООО «Продакшн» не было, поэтому своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами компания не могла и в результате оказалась на грани банкротства.

 

Увидев это, собственники компании поставили топ-менеджменту задачу — любой ценой привлечь финансирование на выгодных условиях, а лучше найти зарубежного стратегического инвестора. В случае удачи менеджменту были обещаны солидные бонусы. В противном случае собственники пригрозили закрыть компанию.

Топ-менеджмент более полугода вел безуспешные переговоры с различными российскими и иностранными банками и инвестиционными фондами. Потенциальные инвесторы не хотели рисковать и покупать без пяти минут банкрота, банки не хотели давать кредит.

 

Сроки поджимали, и менеджмент решился на крайние меры — было решено «накачать» компанию, искусственно увеличив объем бизнеса за счет операций с фиктивными компаниями. За короткий промежуток времени сотрудники ООО «Продакшн» создали около 60 компаний, с большинством из которых заключили контракты на продажу своей продукции. С остальными — на закупку сырья для производства. Операционные расходы, такие как зарплата и расходы на электроэнергию, менеджмент компании искусственно завысил, чтобы создать видимость большего объема бизнеса. Кроме того, собственники выделили крупную сумму денег, которая была разбита на более мелкие и прогонялась от фиктивных клиентов сначала к ООО «Продакшн» под видом оплаты товаров, а далее уходила к фиктивным поставщикам под видом расчетов за сырье. Деньги никогда не задерживались на счетах компании: как только они поступали на счет от фиктивных покупателей, они в тот же день переводились на счета фиктивных поставщиков.

После подготовки фиктивной отчетности, отражающей привлекательное финансовое положение ООО «Продакшн», были инициированы переговоры с крупным инвестиционным фондом «Интернэшнл Лимитед» (название изменено. — Forbes). Этот фонд рассматривал различные варианты инвестирования в российские производственные компании. Его представители  заинтересовались ООО «Продакшн» и предложили купить 51% компании с опционом на выкуп оставшейся доли в течение года. Собственники «Продакшн» быстро согласились на сделку, лишь бы больше не тратить деньги и время на эту компанию.

Перед сделкой инвестиционный фонд «Интернэшнл Лимитед» привлек профессиональных консультантов для проведения аудита покупаемой компании. В ходе исследования выяснилось, что более 50 контрагентов компании имеют схожие названия. Большинство из них были зарегистрированы на сотрудников «Продакшн», а также на их друзей и родственников. Кроме того, сумма закупок у одних контрагентов и сумма продаж другим контрагентам совпадала на 100%. В ходе более детального ознакомления с производственным процессом и проведением инвентаризации складов оказалось, что количество произведенной продукции, а также остатки готовой продукции на складах были в два раза завышены по сравнению с реальными производственными и складскими мощностями компании. Так была вскрыта схема.

 

Необходимо отметить, что схема с фиктивным завышением объемов бизнеса встречается все чаще во время привлечения финансирования, сделок по слиянию и поглощению, получения и реструктуризации кредитов, но не только. Иногда ее используют для достижения целевых финансовых показателей, установленных собственниками.

Чтобы не стать жертвой такого мошенничества, имеет смысл проводить специальные проверки на аффилированность среди контрагентов. Существуют специальные программы, которые позволяют обрабатывать большие массивы подобной информации за короткое время и помогают выявлять подозрительные взаимосвязи.

Кроме того, нелишним будет сопоставить темпы роста выручки и производственных мощностей компании, рынка производимой продукции и доли компании на этом рынке. Если выручка компании увеличилась за счет роста количества продаваемой продукции, но при этом объем производства не увеличился, производственные мощности остались прежними или на рынке в целом не наблюдалось роста, но и доля компании не увеличилась — есть повод задуматься, не является ли это признаком завышении выручки.

Еще одним признаком фиктивного бизнеса может быть низкая маржинальность операций: в отличие от продаж реальным клиентам маржа от продаж подставным клиентам будет минимальной или отрицательной.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+