Отложенный эффект: как Сноуден заставил Acronis потратиться на серверы
Япония, Россия, Сингапур и Германия. В этих странах компания Acronis, специализирующаяся на резервном копировании данных, открывает новые дата-центры — в дополнение к уже имеющимся во Франции и США. Зачем? Чтобы быть ближе к пользователям. Это одно из последствий тех изменений, что повлекли за собой откровения бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена, объясняют в компании.
Американец живет в России уже год. В начале августа он получил новый трехлетний вид на жительство. В последнем интервью газете The Guardian в человеке с внешностью офисного клерка трудно узнать главного разоблачителя планеты и врага №1 могущественной американской разведки. Благодаря Сноудену миллионы интернет-пользователей получили представление о масштабе слежки за сетью со стороны спецслужб.
«Сноуден оказался относительно интересным человеком, с моей точки зрения», — говорит сооснователь и глава разработки Acronis Станислав Протасов. По его словам, американец не открыл большого секрета, он просто внятно объяснил, что никакого решения суда для слежки в интернете не требуется.
«Любые данные, которые вы сохраняете в облако, американские спецслужбы мониторят, индексируют и как-то к ним имеют доступ», — объясняет Протасов.
Изменили ли разоблачения отношение людей к облачным хранилищам данных? Протасов утверждает, что да: «Люди стали спрашивать и заботиться, куда облако физически сохраняет данные». Это стало причиной, по которой Acronis решила открыть дата-центры в странах, где у компании наибольшее число пользователей.
То, что в Acronis называют «своими» дата-центрами, на самом деле является лишь арендуемым местом в чужом дата-центре. Это около пяти серверов, даже меньше полной стойки. В компании считают, что этого достаточно. «Acronis не сверхбольшая компания по мировым меркам. Для нас открытие дата-центра с инвестицией в $1 млрд — это выстрел в голову, самоубийственная затея», — объясняет Протасов.
В России, например, Acronis арендует место в дата-центре компании DataPro, совладельцем которой является сын экс-главы «Роснефти» Сергея Богданчикова Евгений. Пока у компании открыт только дата-центр в Твери на 400 стоек, но в скором времени планируется «экспансия» в Москву.
Во сколько же обошелся «эффект Сноудена»?
Один сервер, способный хранить 120-140 Тбайт, обходится Acronis в сумму от $10 000 до $15 000 в зависимости от страны, рассказывает Протасов. А на запуск собственных серверов в любой стране Acronis тратит в пределах $70 000. «Мы хотим еще меньше. Думаю, что можно уйти ниже $50 000», — говорит Протасов.
Сейчас в компании подумывают над тем, чтобы предоставить пользователю возможность самому выбирать, в какой стране хранить свои данные. А в рекламе собираются подчеркивать шифрование данных и локальное хранение.
Впрочем, всплеска новых регистраций на сервисе пока нет. Но это и не должно происходить быстро, уверен Протасов: требуется время, чтобы переварить, привыкнуть, принять решение. «А потом хлоп — и 80% кастомеров используют свои национальные дата-центры для большинства своих данных», — объясняет сооснователь Acronis.
Откровения Сноудена, заставившие людей по-другому посмотреть на информацию в интернете, обойдутся компаниям, особенно американским, многомиллиардными убытками. Например, аналитическое агентство Forrester Research в августе 2013 года, через два месяца после первых публикаций Сноудена, оценивало возможные потери компаний из США, специализирующихся на облачных технологиях, в $22-180 млрд в течение трех лет.
В январе 2014 года канадский провайдер Peer1 опросил 300 компаний из Британии и Канады. Оказалось, 25% из них не хотят хранить свои данные в США из-за боязни слежки со стороны спецслужб. Сразу несколько крупных американских IT-компаний отчитались о сокращении продаж в других странах, в частности в Китае.
Означает ли запуск новых серверов в Японии, России, Германии и Сингапуре, что Acronis тоже «бежит» из США?
Протасов уверяет, что нет. В Сингапуре компания открывает свою международную штаб-квартиру, в Японии и Германии у Acronis — лидирующие позиции, а Россия — домашний рынок для компании.