Как InvenSense стала основным поставщиком микрочипов для смартфонов на Android
Созданная 10 лет назад компания InvenSense редко оказывается в центре внимания. Но 20 сентября, когда iPhone 5s от Apple попал на полки магазинов, игроки рынка решили, что производитель компонентов из Сан-Хосе (Калифорния) наконец сорвал куш, одолев более крупного соперника STMicroelectronics. За несколько недель до начала продаж нового смартфона, ожидая долгожданный дебют, инвесторы взвинтили стоимость акций компании на 15%.
InvenSense работает в одном из сегментов рынка полупроводников. Речь идет о так называемых микроэлектромеханических системах (МЭМС) — различного рода сенсорах с такими мелкими движущимися частями, что их можно видеть только под микроскопом. Эти компоненты подсказывают вашему смартфону или планшету: наклонен ли он, перевернут ли, встряхивают ли его, поворачивают влево или вправо, и с какой скоростью. Объем этого рынка оценивается в $9 млрд.
Однако когда техноблогеры разобрали последний iPhone, чтобы описать его внутренности, всех ждало разочарование. Внутри оказался гироскоп от STMicro, компас, изготовленный фирмой Асахи Казея Microdevices и акселерометр от Bosch Sensortec. Акции InvenSense на следующий день упали на 3%. Ничего страшного: бумаги отыграли падение менее чем за неделю, продемонстрировав приходящим в чувства инвесторам 60%-ный рост с начала года. С января компания отгрузила около 120 млн компонентов таким компаниям, как Samsung, Motorola, BlackBerry, HTC , Acer, LG и Nintendo Wii, обеспечив ими 70% телефонов Android c датчиками движения и 80% планшетов с ними. За последние 12 месяцев компания получила чистую прибыль в размере $54 млн при выручке $208 млн.
Так закончилась еще одна бурная (но малозаметная для широкой публики) неделя в жизни InvenSense. Едва ли кто-то обратил внимание и на случившееся в прошлом октябре корпоративное землетрясение, когда совет директоров уволил основателя и генерального директора Стива Назири и заменил его ветераном отрасли Бехрузом Абди. Это был классический предпринимательский путч, когда избавляются от провидца, парня, который все сделал сам, и приглашают профессионального управленца, способного масштабировать компанию. Нечто подобное много лет назад произошло и в Apple, когда совет директоров компании сделал выбор в пользу Джона Скалли, уволив Стива Джобса.
«Некоторые члены совета директоров хотели влиять на ежедневное управление компанией, — говорит 58-летний Назири, который теперь занимается консультированием стартапов. — Я был против». У пришедшего ему на смену 51-летнего Абди, который ранее работал в NetLogic Microsystems, RMI Corp., другое видение ситуации. «По мере того, как мы растем, все становится значительно сложнее, — говорит он. — Было понимание, что нужно подняться на новую ступень в управлении». Абди консультируется с девятью вице-президентами прежде, чем принять большинство своих решений.
Долгое время InvenSense ассоциировалась только с именем Назири. Инженер иранского происхождения начал бизнес в 2003 году, вложив в него собственные $500 000. Компанию отличал инновационный процесс производства МЭМС, который позволил сделать сборку чипов проще, а качество конечной продукции лучше. Конкуренты тем временем выпускали более дорогие и крупные устройства, в основном для автомобилей. «Я посмотрел на это и сказал: О, я же могу сделать это лучше, и цена будет ниже $5», — вспоминает Назири.
Он сразу сделал ставку на конечного потребителя, убедив компании Artiman Ventures и Partech International вложить $8 млн. В 2006 году Назири начал поставлять гироскопические датчики стабилизации изображения для цифровых камер Sanyo, Minolta и Fujitsu. Двумя годами позже его сенсоры стали использоваться в игровой консоли Nintendo Wii.
Назири также следил и за мобильными устройствами. Появление iPhone, в котором был акселерометр, открыло новый рынок для чипов МЭМС, но Назири обнаружил, что заключить договор с изготовителями мобильных телефонов не так просто. "Они не хотели делать ставки на какие-либо новые функции, пока их не примет на вооружение Apple", — говорит он. Революция произошла в 2010, когда iPhone 4 получил гироскоп от STMicro. После этого он стал нужен всем производителям смартфонов, и на Назири посыпались заказы от изготовителей устройств на базе Android.
Проведенное в 2011 году IPO, с помощью которого было привлечено около $75 млн, помогло заработать вложившимся в компанию венчурным фондам и сотрудникам (тогда им принадлежало 37% компании), а также обеспечило хорошие вливания в разработку и отдел продаж. Если во время выхода на IPO InvenSense контролировала только 10% рынка МЭМС, то сегодня — уже почти 40%, говорит Абди. Довольны и потребители. «Их устройства великолепны», — говорит Эндрю Уерквиц, аналитик Oppenheimer.
Что дальше? Расширение. «Стив превратил производство на кухонном столе в компанию стоимостью в миллиарды долларов», — говорит Джо Сиигер, директор по разработкам МЭМС и один из старожилов InvenSense. Быстрое развитие мировых продаж смартфонов должно привести к тому, что к 2017 году на датчики будет приходиться половина рынка чипов МЭМС объемом в $12 млрд.
За последний год InvenSense удвоил мощности и нанял еще 42 инженера. Компания много вкладывает в программное обеспечение, устанавливаемое на минипроцессоры для сенсоров (они производят простые вычисления, разгружая тем самым главный процессор телефона или планшета). «Датчик должен быть достаточно умным, чтобы производить, как минимум, низкоуровневые вычисления и экономить батарею», — говорит Абди.
В ближайшем будущем датчики начнут использоваться в новых областях, например, в приборах для измерения давления воздуха и в устройствах с акселерометрами, которые объединяют GPS и внутреннюю навигацию, в шагомерах, которые помогают следить за вашей активностью, и в стабилизаторах изображения для камер смартфонов. «Облако становится умнее, — говорит Абди. — Все идет к тому, что оно будет знать, где вы, что вы делаете и как вы это делаете». Довольно просто понять, как сенсоры смогут помочь пожилым людям следить за своим здоровьем, а также будут использоваться в других областях здравоохранения.