У социальной сети Ello, которой всего около восьми недель, есть манифест: никакой рекламы, никакого исследования данных, никаких алгоритмов для принятия решений, что вы должны видеть, никакого превращения пользователей в товар. Если вы нажимаете кнопку «Я согласен» на странице манифеста, то сайт заносит вас в список ожидания для получения приглашения. Если нажимаете «Не согласен», то сайт отправляет вас на Facebook.
«Я создаю красивые вещи, которые меняют мир», — говорится в профиле создателя Ello Пола Будница. Он живет в Бурлингтоне (штат Вермонт) и продает «самые красивые городские велосипеды в мире». Будниц также является основателем Kidrobot, которая делает дизайнерские игрушки – например, серебряную статую Гомера Симпсона в виде Будды. Согласно его автобиографии, Будниц пишет книги, снимает фильмы и коллекционирует «вещи-артефакты». Например, классические кроссовки Air Jordan он продал за $16 000.
«Мы видим Facebook рекламной площадкой, а не социальной сетью, — говорит Будниц, — Пользователи – это товар в Facebook. Они хотят знать как можно больше, чтобы показывать вам рекламу».
Ello получила внимание СМИ и огромное число заявок на приглашение от пользователей из-за оплошности Facebook: в конце сентября администрация соцсети заблокировала аккаунты артистов-транссексуалов за использование ненастоящих имен. Протест против таких действий привел к потоку запросов в Ello со стороны ЛГБТ-сообщества на тему того, могут ли они использовать любые имена. «В воскресенье или понедельник мы получили около 50 писем за несколько часов, а потом смотрели, как регистраций становится все больше, и больше, и больше», — говорит Будниц.
Создатель Ello вспоминает, что они начали получать около 4000 заинтересованных пользователей в час. И их количество росло как снежный ком. Будниц не хочет называть количество пользователей, потому что «не хочет играть в эти игры», но ранее он заявлял, что Ello получает «50 000 регистраций в час». Он объясняет, что в эту цифру входят люди, создающие новые аккаунты, отправляющие приглашения и обращающиеся с заявкой на приглашения. В настоящий момент Ello пытается контролировать рост числа пользователей, чтобы «не плавились сервера». Я подозреваю, что пока об Ello больше говорят, чем пользуются ею на самом деле.
Администрация Facebook в итоге осознала свою ошибку и извинилась. «Дух наших правил в том, что каждый в Facebook использует настоящее имя, которое он использует в реальной жизни», — заявил директор по продуктам Facebook Крис Кокс. В Facebook поняли, по словам Кокса, что для сотен людей, чьи аккаунты были заблокированы, имена, указанные в Facebook, были не те, что прописаны в паспорте, но их все равно можно считать настоящими. В итоге артисты вернулись на Facebook, но Будниц надеется, что Ello все равно будет востребована.
«Она красива и лаконична. Все в хронологическом порядке. Люди будут видеть только то, что они хотят видеть», — говорит Будниц.
Изначально Ello была запущена летом 2013 года как частная социальная сеть для 90 друзей Будница, потому что он устал от существующих соцсетей. «Facebook думает, что я женщина среднего возраста, если судить по тому, какая реклама мне показывается. Я хотел чего-то простого и красивого», — объясняет Будниц. Другие друзья тоже захотели присоединиться к Ello. Тогда Будниц закрыл сайт, привлек $435 000 инвестиций и перезапустил Ello в режиме «только по приглашениям». Что касается денег, то Будниц планирует брать плату за дополнительные функции. Например, с пользователей, которые хотят с одного аккаунта управлять несколькими профилями, предприниматель собирается брать $1 или $2.
Сейчас работа над сайтом продолжается. Первые пользователи жаловались на то, что они не могут блокировать других пользователей. В ближайшее время такая функция должна появиться. «Сейчас мы тестируем ее», — говорит Будниц. На сайте есть специальный список, в котором указаны уже добавленные функции и планирующиеся. Но на сайте еще есть недоработки, и я не удивлюсь, если в ближайшее время появятся новости с заголовком «Ello был взломан».
«Мы не конкурируем с Facebook. Они – это «Желтые страницы», — говорит Будниц.
«Facebook хочет, чтобы все на ее сайте использовали настоящие имена. В Ello такого требования нет. Это не то, что мы пытаемся создать».
Ello ждет жестокая битва. Она удачно воспользовалась моментом, но рынок социальных сетей перегружен. Другие проекты, позиционирующие себя в качестве «анти-Facebook», теперь оказались на обочине. Например, соцсеть Diaspora. Но она создавалась студентами-идиалистами, а Будниц умеет создать вещи, за которые люди будут платить. Сможет ли он продать социальную сеть, как продает велосипеды? И для этого Ello должна оставаться интересной, или ее ждет массовый исход пользователей.