Alibaba без разбойников: как Джек Ма покорил китайский интернет-рынок
В заявке на IPO Alibaba Group значится, что компания хочет привлечь на бирже $1 млрд, но эта цифра формальная. Реально размещение может принести группе и ее акционерам более $15 млрд. Хотя Alibaba еще слабо известна на Западе, размеры ее бизнеса огромны. Денежный оборот компании составляет порядка 80% китайского рынка интернет-торговли. Alibaba котируется на уровне мировых технологических лидеров, таких как IBM, Amazon, eBay, Oracle.
В апрельском отчете Bloomberg аналитики оценили Alibaba в $168 млрд. По их мнению, на IPO будет выведено 12% акций, то есть объем размещения составит до $20 млрд. Если прогноз сбудется, компания побьет рекорд соцсети Facebook, в 2012 году заработавшей на IPO более $16 млрд. Американские СМИ считают, что IPO китайского интернет-гиганта может стать одним из самых крупных, если не крупнейшим, в истории Уолл-стрит. Смелые прогнозы отчасти оправдываются тем, что мнения экспертов в оценке реальной стоимости Alibaba сильно расходятся — в диапазоне от $136 млрд до $245 млрд.
С июля 2013 года пост генерального директора Alibaba Group занимает Джонатан Лу. Он сменил в должности Джека Ма, который основал компанию в 1999 году. 49-летний Ма, чье состояние оценивается в $8,2 млрд, сегодня возглавляет совет директоров группы и остается ее главным публичным лицом. Преемника на пост руководителя своей бизнес-империи Ма выбрал сам.
Сезам, откройся
На рубеже 60-70-х годов в Китае в разгаре была культурная революция: репрессии против интеллигенции, уничтожение памятников культуры. Под запрет попал и пингтан — традиционное искусство исполнения баллад. Среди профессиональных музыкантов, оказавшихся вне закона, была и семья, в которой в 1964 году родился Ма Юнь. Сейчас весь мир знает его под именем Джек Ма.
В школе точные науки давались Ма нелегко, в отличие от английского. Чтобы практиковать язык, подростком он водил экскурсии для иностранных туристов, которые тогда как раз начали появляться в Китае. Каждое утро в течение восьми лет он садился на велосипед и гнал к одному из отелей Ханчжоу. Эти годы, вспоминал Ма, его сильно изменили:
«Я был знаком с окружающим миром лучше многих китайцев. То, что я узнал от иностранцев, сильно отличалось от того, что нам рассказывали в школе».
Ма дважды пытался поступить в колледж — и дважды проваливался. В конце концов ему удалось попасть в Педагогический институт Ханчжоу, который, по словам предпринимателя, считался тогда худшим учебным заведением города. В университете Ма возглавил студенческий совет, а потом, единственный из 500 выпускников, был приглашен преподавать там английский. Зарабатывал он тогда $12-15 в месяц.
Все это время Ма очень хотелось попасть в бизнес. Шел 1992 год, в Китае стали открываться первые негосударственные компании. Однако Джеку удалось устроиться только помощником менеджера в сеть ресторанов быстрого питания Kentucky Fried Chicken.
В 1995 году он впервые отправился в Сиэтл, переводчиком с торговой делегацией. В Америке один из друзей показал Джеку, как работает интернет. Но попытки найти что-нибудь полезное о родной стране через поисковую систему Yahoo показали: информация о Китае отсутствует полностью. Это стало его шансом. Так Джек, никогда до этого даже не трогавший клавиатуры, решил открыть свою интернет-компанию.
На взятые взаймы $2000 начинающий предприниматель запустил первый сайт — онлайн-справочник о Китае China Pages. В день старта проекта он пригласил домой друзей: «Мы три с половиной часа ждали, пока загрузится полстраницы. Но я был очень горд собой — я доказал им, что интернет существует».
Главным конкурентом Ма была государственная компания China Telecom. Они предложили Ма создать совместное предприятие, пообещав инвестировать в проект $185 000. «Это были самые крупные деньги в моей жизни», — вспоминает бизнесмен. Однако вскоре стало понятно, что в компании, где у Джека было всего два голоса против пяти у China Telecom, ему не удастся реализовать свои амбиции.
В 1998 году Ма уехал в Пекин — работать в правительственной группе по развитию интернет-торговли. Именно там он познакомился с Джерри Янгом, одним из основателей Yahoo!, тогда впервые приехавшим в Китай. Позднее Yahoo! стал акционером Alibaba.
Ма не покидала идея сделать собственный проект в сфере интернет-торговли. В 1999 году он отправился в Кремниевую долину искать финансирование среди венчурных инвесторов, однако никто в него не поверил. «Тем не менее в Америке я увидел, сколько людей уже работают за компьютерами, день и ночь, — вспоминает Джек. — Я понял, что то же самое скоро придет сюда, в Китай».
Вернувшись в родной Ханчжоу, он собрал у себя дома 18 друзей и два часа рассказывал им о своем проекте. В итоге каждый согласился вложить собственные средства — всего Джеку удалось собрать $60 000. В качестве названия решили взять легко запоминающееся и всем известное имя главного героя арабской сказки «Али-Баба и сорок разбойников». Знаменитая фраза «Сезам, откройся!» должна была символизировать Китай, открывающий миру свои двери.
Нет денег, нет плана
На вопрос, почему большинству предпринимателей не удалось добиться того, чего добилась Alibaba, Джек дает простой ответ: «У них было слишком много денег! Когда конкуренты хотели сделать что-то, они старались добиться цели, опираясь прежде всего на деньги. У нас все было наоборот. Деньги были для нас важным инструментом, позволяющим добиться поставленной задачи, но не более того».
Первоначальный капитал компании был настолько мал с учетом поставленных целей, что приходилось тщательно взвешивать каждый доллар. Офис, например, был устроен прямо в квартире Ма. Все соперники Alibaba на тот момент были сильнее по ресурсам, но осознали это не сразу. И их ошибка помогла компании Ма быстро двигаться вперед.
Вдобавок ко всему Alibaba крупно повезло. В 1999 году в компанию вложил средства один из крупнейших в мире инвестиционных банков Goldman Sachs, а затем, в 2000 году, японская телекоммуникационная Softbank Corporation.
Джек обычно называет еще одну причину успеха: «Мы не строили четких планов». На бизнес-планы в Alibaba не полагаются. Свое к ним отношение Ма описывает так:
«Когда я отправился в Кремниевую долину на поиски денег, я написал бизнес-план. Но мне все отказали, ссылаясь на то, что он составлен неправильно. С тех пор желание писать бизнес-планы не возникало».
По мнению Джека, долгосрочные бизнес-планы в быстро меняющемся и непредсказуемом мире технологий и интернета — обман. Либо инвесторов, либо себя. «Лучший план — намечать изменения в системе, чтобы потом искать новые, но уже в обновленных условиях», — говорит бизнесмен.
Философия управления в Alibaba заложена в концепции выбора приоритетов. В первую очередь, учитываются интересы клиентов компании, во вторую — сотрудников, в третью — акционеров. Такая модель создает особую культуру внутри Alibaba. «Главное в компании, — подчеркивает Ма, — не технологии, а культура, на которой строится бизнес».
Говоря о технологиях, предприниматель всегда признается: «Я слабо в них разбираюсь. Например, до сих пор плохо понимаю, что такое кодирование. Или как работает интернет, хотя он и составляет основу нашего бизнеса». Даже чтобы загрузить телепрограммы или сериалы на свой iPad, Ма приходится просить о помощи коллег.
Джек подчеркивает, что за 15 лет он ни разу не обсуждал с подчиненными, какие технологии применяются для создания и продвижения новых продуктов. Ма считает, что как глава компании он не должен контролировать каждый шаг разработчиков и постоянно заставлять их переделывать свою работу, чтобы реализовать собственные идеи.
Тем не менее, его отношение к технологиям нельзя назвать пренебрежительным. Он всегда первым тестирует все новые продукты и лично проверяет 80% всех операций, которые затем будут выполнять клиенты Alibaba. «Руководитель должен хорошо понимать, что будут делать пользователи создаваемых его компанией систем, — любит повторять Ма. — Если вы сами не можете пользоваться какой-то технологией, то как бы хороша она ни была, она бесполезна».
Битва с Западом
Когда в 1999 году Ма запускал Alibaba, на китайском рынке в секторе B2B уже работала американская Ariba (ныне подразделение немецкой SAP). В первые годы существования интернета в Поднебесной преимущество имели иностранцы: у них были технологии и опыт. Но Ariba были ориентированы на работу с крупными клиентами. Alibaba же, в первую очередь, работала с малым и средним бизнесом (МСБ), помогая китайским компаниям найти покупателей внутри страны и за ее пределами.
Ма не видит будущее интернет-торговли в создании империй.
Скорее в «системе из равноценных бизнес-элементов, где каждый элемент будет взаимодействовать с другими». Поэтому он и сделал ставку на СМБ. Теперь Alibaba готовится стать крупнейшим агрегатором китайских интернет-магазинов и вывести их на международный рынок.
Заявка на IPO — это шаг, призванный привлечь внимание прежде всего американского бизнеса, показать открытость Alibaba, ее соответствие имиджу поставщика надежных интернет-решений. Как утверждает Ма, приход его компании на рынок США не создает опасную конкуренцию для уже существующих игроков. Джек говорит, что в прошлом к числу конкурентов Alibaba относили компании Yahoo!, eBay, Google: «Хотя Alibaba и соперничала со всеми, в реальности мы боролись не с компаниями, а с прошлым поколением».