Секс, ложь и гейминг: что скрывал глава Activision Blizzard и сохранит ли он компанию
Домогательства, токсичная маскулинность и сексизм
Activision Blizzard, разработчик таких игр, как World of Warcraft, Diablo, Overwatch и Call of Duty, — этим летом оказался в центре секс-скандала. 20 июля 2021 года Калифорнийский департамент справедливого трудоустройства и размещения (DFEH) обвинил компанию в том, что женщины-сотрудницы постоянно подвергаются сексуальным домогательствам, получают меньшую зарплату за ту же или большую работу, чем мужчины, при этом им предъявляют более жесткие требования и не продвигают по службе.
После этого компания сначала обвинила DFEH в клевете, но после массовых забастовок сотрудников была вынуждена пересмотреть свою позицию. 27 июля глава Activision Blizzard Бобби Котик выступил с заявлением, в котором просил у сотрудников прощения за то, что компания проявила недостаточно эмпатии и понимания. «Мы сделаем все возможное, чтобы вместе улучшить и создать инклюзивное рабочее пространство, необходимое для развития творчества и вдохновения», — пообещал он.
В конце августа Activision Blizzard покинули президент Джей Аллен Брэк, Луис Баррига, ранее возглавлявший команду создателей игры Diablo 4, Джесси Маккри, гейм-дизайнер World of Warcraft Джонатан Лекрафт и другие ключевые фигуры. Об отставке Котика речи тогда не шло, но ни его ответ, ни реакция руководства в целом, сотрудников не удовлетворили. В СМИ продолжали публиковать новые подробности того, что происходило в компании, в частности, издание Vice рассказало историю о разработчике, который подглядывал за своими сотрудниками с помощью скрытых камер в туалетах, а The New York Times поговорила с бывшими и нынешними сотрудниками компании, которые подтверждали, что в компании поощрялось токсичное поведение разработчиков мужского пола, а женщины регулярно подвергались дискриминации.
В сентябре Activision Blizzard согласилась выплатить $18 млн пострадавшим от дискриминации и харассмента сотрудницам в рамках соглашения с американской Комиссией по соблюдению равноправия при трудоустройстве (EEOC). В конце октября компания, как сообщала Financial Times, уволила еще 20 человек в связи с обвинениями в сексуальных домогательствах. Об этом газета узнала из письма сотрудникам, в котором не называли имен уволенных, однако представителей высшего руководства или членов совета директоров среди них не было. В этом письме компания также обещала «с новыми силами» работать над тем, чтобы «завоевать доверие команды и уверенность сотрудников в том, что каждый голос будет услышан». Кроме того, Бобби Котик попросил совет директоров понизить ему зарплату до самой низкой, которая возможна для руководителя компании по калифорнийским законам, — $62 500 в год.
Котик все знал
С самого начала сотрудники говорили о том, что менеджмент компании поощрял мизогинное поведение и дискриминацию, нанимая преимущественно мужчин и игнорируя жалобы со стороны женщин. Однако конкретных обвинений в адрес главы компании не звучало. Сам Котик утверждал, что шокирован открывшимися фактами, и в письме сотрудникам обещал в будущем нулевую толерантность к харассменту. Однако из опубликованного на этой неделе расследования WSJ следует, что Котик не просто знал о случаях домогательств и даже изнасилований в компании, но и защищал виновных от увольнения.
Чаще всего, пишет WSJ, генеральный директор подобные обвинения игнорировал: не инициировал внутренние расследования и не уведомлял совет директоров. Издание рассказывает о нескольких таких случаях. Например, в июле 2018 года бывшая сотрудница Sledgehammer Games — студии, принадлежащей Activision Blizzard, — сообщила об изнасиловании в отдел кадров и вышестоящему руководству, но никакой реакции не последовало. В 2020 году 30 других сотрудниц, работавших в киберспортивном отделении, написали письмо, в котором сообщили о нежелательных прикосновениях и унизительных комментариях на рабочем месте, но Котик снова ничего не предпринял.
В некоторых случаях внутреннее расследование формально проводилось. В 2017 году Эшли Марк обвинила в сексуальных домогательствах Эдуарда Рериха — и он подтвердил WSJ, что в отношении него проводилось внутреннее расследование, после которого Рериха отправили в двухнедельный оплачиваемый отпуск и разрешили остаться в Activision на другой должности.
Кроме того, из расследования газеты стало известно и о неблаговидных поступках самого Бобби Котика. В 2006 году его помощница пожаловалась, что он преследовал ее и угрожал убить, но случай урегулировали в досудебном порядке. Бобби Котик «по сей день глубоко сожалеет» о случившемся, цитирует его пресс-секретаря WSJ. В 2007 году на Котика подала в суд стюардесса частного самолета, совладельцем которого был CEO. По ее словам, она пожаловалась другому владельцу на домогательства пилота, в ответ на что Котик уволил девушку. Она выиграла суд и получила $200 000 компенсации.
Пресс-служба Activision настаивает на невиновности Котика, утверждая, что обвинения несправедливы, а Котик не принимал лично решений об увольнениях. Однако, как говорится в расследовании The Wall Street Journal, когда в домогательствах обвинили Дэна Бантинга, руководившего Treyarch во время производства нескольких успешных версий Call of Duty, Котик встал на его сторону и выступил в защиту менеджера.
17 ноября выяснилось, что первое провальное обращение Activision, за которое Котик позже извинялся, тоже написал он, а не Фрэн Таунсенд, как было заявлено. Кроме того, стало известно, что назначенная в августе первая женщина соруководитель Blizzard Дженнифер Онил ушла в отставку не по личным причинам, как говорили, а потому что ее «сексуализировали, маргинализировали и подвергали дискриминации».
Забастовки, пресс-релизы и моральный дух
После публикации расследования десятки сотрудников Activision Blizzard вышли на забастовку, и если в августе они требовали смены корпоративной политики компании, то сейчас основное требование — отставка Бобби Котика. О забастовке рассказал в Twitter журналист Джейсон Шрайер: «В демонстрации участвует больше 100 человек — впечатляющая цифра, учитывая, что о том, что она готовится, стало известно два часа назад, а большинство людей работает удаленно».
К протестующим присоединились и акционеры Activision — они требуют отставки Бобби Котика и членов совета директоров. По сведениям Washington Post, в письме инвестиционной группы говорится, что Котик «знал о многих случаях сексуальных домогательств, сексуальных посягательств и дискриминации по половому признаку в Activision Blizzard, но не смог обеспечить увольнение виновных руководителей, а также не смог распознать и решить систематическую проблему враждебной корпоративной культуры, поэтому он не может продолжать занимать должность генерального директора».
В компании уже ответили на обвинения, заявив, что разочарованы публикацией WSJ. В обращении сказано, что расследование газеты вводит в заблуждение: «WSJ игнорирует важные изменения, которые происходят в настоящее время, чтобы сделать это рабочее место в отрасли наиболее гостеприимным и инклюзивным, и не учитывает усилия тысяч сотрудников, которые упорно трудятся каждый день, чтобы соответствовать своим и нашим ценностям». Компания выпустила и заявление в защиту Котика: «Правление по-прежнему убеждено в том, что Бобби Котик надлежащим образом решит проблемы на рабочем месте, доведенные до его сведения».
Похожая риторика была и в ответах на иск DFEH, когда юристов департамента обвиняли в нарушении этики, однако такая стратегия пока не принесла компании пользы. 17 ноября в компании провели видеоконференции с сотрудниками в попытках повысить моральный дух команды после скандальных публикаций и забастовок, но, как пишет The Strait Times, на сотрудников это не произвело должного впечатления — активисты продолжают требовать отставки Котика. Параллельно реакцию компании на скандал осудил глава PlayStation Джим Райян.
Репутация или прибыль
Токсичная корпоративная культура — частая проблема технологических корпораций в США. Однако адвокат «S&K Вертикаль» Юлия Андреева, считает, что случай Activision Blizzard вопиющий. «В американском законодательстве есть все рычаги для того, чтобы всячески предотвращать сексуальные домогательства, — сказала она в комментарии для Forbes. — В первую очередь важно то, что компания потеряет нематериальные активы, а именно — кадры и репутацию. У многих сотрудников при выборе компании одним из главных критериев является психологическая и корпоративная стабильность внутри компании». Activision Blizzard, по мнению Андреевой, рискует не только спровоцировать массовые увольнения уже действующих сотрудников, но и уменьшить привлекательность компании для талантливых соискателей, что первостепенно скажется на дальнейшем развитии компании в целом.
С адвокатом согласен и инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин: «Разумеется, череда скандалов о гендерной и сексуальной дискриминации не идет на пользу имиджу Activision Blizzard Inc». Однако, отмечает Веревкин, инвесторам в первую очередь нужна прибыль: «Хорошая репутация тоже не помещает, но прибыль важнее. И эта прибыль у Activision Blizzard есть. Долгосрочному инвестору волноваться о текущих скандалах не имеет смысла. Учитывая темпы роста финансовых показателей и качественный портфель игровых франшиз, можно предположить возвращение акций к историческим максимумам в течение года».
Еще в начале ноября, за две недели до публикации скандального расследования, аналитики исследовательской компании Trefis утверждали, что акции Activision Blizzard — лучший выбор среди бумаг игровых компаний. С помощью технического анализа они подсчитали, что вероятность роста акций ATVI в следующем месяце составляет 55%.
По результатам финансового отчета за III квартал 2021 года, выручка оказалась выше прогнозов аналитиков — $2,07 млрд (+5,9% год к году), а чистая прибыль увеличилась до $639 млн (+5,8%). Общее количество активных пользователей за месяц осталось на уровне прошлого года и составило 390 млн.
Стоит, правда, отметить, что котировки Activision Blizzard просели на 14% еще 3 ноября, когда компания сообщила о переносе релиза ее ожидаемых игр Overwatch 2 и Diablo IV на 2023 год. В ноябре она уступила место самой дорогой американской игровой платформе Roblox. После скандала с расследованием WSJ акции продолжили падать, за год падение в общей сложности уже составило 15%.