К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Гонка на выбывание: как Ozon тратит деньги на битву за рынок с маркетплейсами

Фото Владимира Гердо / ТАСС
Фото Владимира Гердо / ТАСС
Ozon отчитался об итогах II квартала 2021 года. Темпы роста оборота маркетплейса превысили ожидания аналитиков, несмотря на эффект высокой базы в прошлом году. Но при этом он много тратит на этот рост — компании приходится бежать быстрее, чтобы выиграть в гонке за лидерство

Что случилось

Ozon повысил прогноз по росту оборота товаров и услуг (GMV — Gross Merchandise Value) по итогам 2021 года до 110% по сравнению с 100% ранее. Компания планирует достичь оборота в 2,5 трлн рублей ($34 млрд) к 2026 году, заявил Bloomberg гендиректор компании Александр Шульгин. При этом EBITDA компании упала в пять раз, до -9,1 млрд рублей год к году — расти стало труднее и дороже. 

Что это значит

Ozon — второй по величине интернет-ретейлер в России (после Wildberries), который стремится контролировать не менее трети российского рынка электронной коммерции, пишет Bloomberg. Сейчас его доля составляет около 10%.

Гонка экосистем: как «Сбер» будет конкурировать с «Яндексом» и Mail.ru Group

 

Во II квартале 2021 года объем оборота товаров и услуг Ozon вырос до 89 млрд рублей, что на 94% больше, чем во II квартале 2020 года (45,8 млрд рублей). Темпы роста GMV компании оказались выше консенсус-прогнозов: «Интерфакс» ожидал роста на 81% год к году, а Goldman Sachs — на 84%. Рост произошел из-за увеличения количества и частоты заказов, в то время как средний чек по ним продолжал снижаться, отметили аналитики Goldman Sachs. За опережающий рост и гонку за лидерство нужно платить: затраты компании по большинству статей выросли в процентном отношении к GMV, что привело к росту общих операционных расходов на 82%, до 49,4 млрд рублей. Показатель скорректированной EBITDA увеличился в пять раз и составил -9,1 млрд рублей по сравнению с -1,8 млрд рублей годом ранее (-10,3% по сравнению с -3,9%). Затраты на выполнение и доставку увеличились более чем вдвое из-за инвестиций в развитие инфраструктуры. Расходы компании на продажи и маркетинг выросли на 174% год к году из-за инвестиций в привлечение клиентов.

Рост продаж Ozon опередил прогнозы, даже несмотря на эффект высокой базы в 2020 году, говорит аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин. Это связано с очень быстрым ростом количества заказов (на 180%, до 40,9 млн год к году), ускорением доставки и расширением ассортимента, считает он. Число продавцов на Ozon с начала года практически удвоилось и достигло 50 000, а ассортимент товаров составил 27 млн позиций.  Ozon инвестировал в логистику и фулфилмент, из-за чего все больше новых продавцов и покупателей приходят на площадку, считает Михайлин: только за последние три месяца складские мощности компании выросли на 18 000 кв. м. И это выглядит правильным: по словам эксперта, рост отечественного рынка e-commerce во многом ограничен именно нехваткой логистических мощностей, а Ozon может себе позволить такие расходы после IPO. Тем более что ему на пятки наступает «Яндекс»: как пишут аналитики Альфа-банка, разрыв в обороте между Ozon и «Яндексом» в первом полугодии сократился. 

 

IT-компании идут в финтех: смогут ли они конкурировать со «Сбером» и «Тинькофф»

Зачем мне об этом знать 

Крупным планом

Весь рынок электронной коммерции растет медленнее, чем Ozon. В 2020 году он вырос на 58%, по данным Data Insight. А в январе-феврале 2021 года — на 44,2%, до 431,3 млрд рублей, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ).

 

В 2020 году, по данным Data Insight, россияне сделали около 830 млн онлайн-заказов против 465 млн годом ранее. Почти половина продаж пришлась на крупнейшие маркетплейсы — Wildberries, Ozon, «Aliexpress Россия» и «Яндекс.Маркет». В 2020 году на российском рынке e-commerсe появился и Сбербанк: в начале года в компании заявили, что будут развивать маркетплейс Goods.ru, принадлежавший группе «М.Видео — Эльдорадо» и Александру Тынковану. Затем компанию переименовали в «Сбермегамаркет». В начале апреля 2021 года первый заместитель председателя правления Сбербанка Лев Хасис заявил, что к 2023 году компания планирует стать игроком №3 на рынке электронной коммерции после Wildberries и Ozon и иметь оборот 0,5 трлн рублей от сервисов по продаже товаров.

Банка больше нет: как за год Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Для инвестора 

Акции Ozon на бирже Nasdaq упали на 0,44% — до $51,96 за бумагу после объявления финансовых результатов 17 августа. В условиях усиленной конкуренции в России инвесторы главным образом будут обращать внимание на рост показателя GMV на текущем этапе, полагают аналитики Goldman Sachs. Они считают, что увеличение инвестиций, которое отразилось в более высоком, чем ожидалось, убытке по EBITDA (-10,3% по сравнению с -3,9% годом ранее) послужит основой для высоких показателей роста GMV в среднесрочной перспективе. GMV продолжит двузначно расти в процентах и в последующие три года, прогнозируют в Goldman Sachs.

Если Ozon поставит себе цель начать получать прибыль, маркетплейсу придется отказаться от активной рекламы, считает ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. По его словам, игроки рынка e-commerce, которые сделают фокус на прибыли, перестанут привлекать больше клиентов. «Когда на рынке есть несколько игроков равного веса, они ведут борьбу на выбывание, поэтому им нужно тратить деньги, чтобы подавить конкурентов», — говорит Делицын. Он считает, что в будущем Ozon может стать частью крупной экосистемы — например, банка или мобильного оператора. До этого момента прибыль компания не покажет, уверен Делицын. 

Кстати, в среду, 18 августа, истекает 90-дневный локап-период у «Системы» и Baring Vostok, что также окажет, как говорят аналитики, давление на бумаги компании. 

 

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+