Образование в долг: что не так с предложением Skyeng учить студентов в счет будущей зарплаты
Онлайн-университет Skypro от Skyeng запустил образовательные IT-курсы, которые нужно оплатить только в том случае, если студент найдет работу с зарплатой от 50 000 рублей в месяц. В этом случае ему придется выплачивать Skyeng 17% от своей зарплаты ежемесячно в течение двух лет. Итоговая сумма платежа при минимальной зарплате составит 204 000 рублей, подсчитал Forbes.
Как это будет работать
Сейчас Skyeng предлагает «бесплатное» дистанционное обучение только по одной профессии — специалиста по тестированию софта на этапе разработки (QA-инженера). На курсе 25 мест, на которые подали заявки 400 человек в основном из регионов России, рассказали Forbes в компании. Во время конкурса претенденты должны будут выполнить тестовое задание, пройти собеседование, а затем учиться по 40–50 часов в неделю в течение 3–4 месяцев. Обучение вряд ли получится совмещать с работой, предупреждают в Skyeng: оно будет длиться весь день, с 10:00 до 19:00 часов.
В выпускниках подобных курсов будут заинтересованы в первую очередь крупные компании, у которых есть масштабные задачи, а также ресурсы и время на дополнительное обучение молодых специалистов, предполагает партнер практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ Александр Забузов.
Если студент не найдет работу с официальным окладом в 50 000 рублей в течение пяти лет, пройдя полную программу обучения, то ничего не будет должен компании, утверждает представитель Skyeng. Если студент найдет работу, но не захочет платить, то компания будет взыскивать оплату через суд, отметил представитель Skyeng.
«На словах ты Лев Толстой»: почему популярные онлайн-курсы в резюме — тревожный знак при найме
«С черными и серыми зарплатами мы действительно ничего не сделаем, но если у нас есть основания предполагать, что работа у выпускника есть, зарплата больше 50 000 рублей и человек нам должен (прописано в оферте на сайте), мы пойдем через суд, который запросит деньги в пенсионном фонде и банке», — отметили в компании.
Skyeng также обещает помочь выпускникам найти работу. «Мы готовим вместе со студентом резюме, мотивационные письма, рассказываем как искать вакансии, как проходить тестовые задания. Проводим тестовые собеседования с внутренними эйчарами Skyeng, которые дают обратную связь», — рассказал представитель компании. Помимо этого, у компании есть несколько партнеров — потенциальных работодателей для выпускников, но их в Skyeng не раскрывают.
Подобная модель обучения называется Income share agreement (ISA, соглашение о долевом отчислении от дохода). Как пишет The Wall Street Journal, в США, где по модели ISA работают университеты, процент от будущего дохода, а также период времени, в течение которого студенты должны возвращать деньги за обучение, широко варьируются. В Штатах студенту предлагают выплачивать от менее 1% до примерно 15% от зарплаты в течение трех-десяти лет.
ISA — модель, к которой рано или поздно придет рынок, потому что ее «выбирают не все пользователи, а только те, которые максимально мотивированы и показывают, что готовы что-то сделать», рассказывал в интервью vc.ru сооснователь Skyeng Харитон Матвеев.
Что с этим не так
Предложение Skyeng — это вариант рассрочки оплаты за обучение при наступлении определенных обстоятельств, говорит адвокат, основатель юридической компании a.t.Legal Николай Титов. Возможность отсрочки платежа — это все равно кредит: образовательная платформа закладывает стоимость кредита в общую цену курса, считает юрист практики разрешения споров Адвокатского бюро «А-ПРО» Никита Пономарев.
Из договора, который Skyeng предлагает заключить студентам, следует, что у Skyeng больше прав, а у студента — больше обязанностей, говорит Титов из a.t.Legal. Кроме того, соглашение между Skyeng и студентом подчиняется законодательству Кипра, которое будет применяться даже в случае судебного спора в России, указывает Титов. По его словам, перед подписанием соглашения студенту следует проконсультироваться со специалистами в области кипрского права. В случае нарушения прав клиента ему будет очень сложно и дорого спорить со Skyeng в суде, тем более, что споры подлежат рассмотрению по месту нахождения ответчика, согласен Пономарев. Выбор юрисдикции договора в Skyeng объяснили тем, что планируют запустить проект и в других странах, а модель ISA сейчас «лучше проработана именно за рубежом».
Skyeng требует предоставлять отчетность в виде справки о доходе 2-НДФЛ ежемесячно и за нарушение сроков предоставления установила очень высокую неустойку — 1000 рублей за каждый день просрочки, предупреждает Пономарев. В России часто платят «серые» зарплаты, поэтому у клиента могут возникнуть проблемы с предоставлением такой справки, отмечает он.
Как россияне подсели на онлайн-марафоны в пандемию и кто зарабатывает на этом миллионы
Если Skyeng не удалось трудоустроить ученика, а тот нашел работу самостоятельно, то получается, что организация недостаточно добросовестно исполнила условия соглашения, при этом никаких положений о снижении стоимости обучения в таком случае не предусмотрено, указывает управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин.
Кроме того, если студент захочет расторгнуть договор во время обучения, то ему придется заплатить Skyeng штраф. Бесплатно разорвать договор получится в течение первых двух недель с начала обучения. Расторжение соглашения с третьей по пятую неделю обучения стоит 175 000 рублей, с шестой по седьмую неделю — 262 500 рублей, после седьмой недели — 350 000 рублей.
Харитон Матвеев рассказывал, что стоимость обучения одного человека по программе Skyeng стоит 120 000 рублей, если ему не выплачивать стипендию. В эту сумму входит оплата труда преподавателей и экспертов, говорил он.
Что говорят конкуренты
Взять кредит выйдет дешевле, чем платить 17% от зарплаты в 50 000 рублей в течение двух лет, считает руководитель образовательных проектов «Яндекса» Илья Залесский. В случае с моделью ISA провайдер покрывает риски за счет тех, кто отучился и нашел работу: они платят и за себя, и за тех, кто не трудоустроился, и за инфляцию, отметил он. В результате такие курсы могут стоить в 4-5 раз дороже, чем аналогичные, которые студент оплачивает сразу или в обычную рассрочку, добавил руководитель образовательных проектов «Яндекса». При этом стартовые зарплаты ИТ-специалистов не намного больше, чем стоимость обучения, говорит Залесский. Гораздо эффективнее, по его мнению, разово оплатить 60 000-80 000 рублей, не бросая работу, чем бросить и, в итоге, заплатить несколько сотен тысяч, считает он.
По словам Залесского, модель обучения с отложенным платежом эффективна на относительно зрелых локальных рынках труда. «Яндекс.Практикум» развивает ее на рынках Израиля и Германии, отметил Залесский: «В Израиле конкурс составляет 3000 человек на каждые 100 мест, при этом результаты — 30 трудоустроенных за первые два месяца». В Германии программа недавно началась, но по количеству заявок на обучение показывает примерно те же цифры, добавил он.
С Залесским согласен гендиректор GeekBrains Александр Волчек: «К ISA русский человек плохо адаптирован. Если в США люди уже привыкли к тому, что они могут взять большой кредит на обучение в университете и выплачивать его годами, устроившись на работу, то в России есть возможность учиться бесплатно в институтах и университетах».
«Никогда образование так сильно не пахло деньгами»: как 2020 год изменил рынок обучения
Коммерческий директор Skillbox Артем Казаков, напротив, допускает, что похожий продукт появится в его компании, хотя сейчас модель отложенной выручки для Skillbox не в приоритете. «Это хороший эксперимент по выходу на рынок дополнительного профессионального образования», — отметил Казаков.
Залесский не считает модель ISA потенциально эффективной в России. Он ссылается на исследования про образовательный стартап Lambda School, которые показали, что такая программа значительно дороже для студента, чем привычное обучение, а для устойчивости бизнеса должно быть наоборот.
Образование — критичный блок в создании процветающего общества, говорит основатель компании-разработчика игр Nival Сергей Орловский. Подход с отложенным платежом — один из самых эффективных в обход государственной системы образования, хотя пока он «не обкатанный, там много подводных камней и нюансов», считает Орловский.
«Можно представить мальчика из глубинки, который хочет учиться, но у него нет на это ресурсов. Если он не получит образование, то пойдет на низкоквалифицированную работу и будет мало получать, не реализует свой потенциал. А с отложенным платежом он может получить образование, начать зарабатывать существенно больше и какой-то процент со своего дохода тратить на оплату курсов. Так как его доход, скорее всего, увеличится в разы, то тратить даже 10-20% от зарплаты в течение ограниченного срока, не критично», — рассуждает основатель Nival. По его словам, эта схема гораздо лучше, чем образовательный кредит, так как, например, в США это очень дорогие кредиты: «Люди после окончания вуза 10 лет работают на его выплату». Кроме того, эмоционально выплачивать процент от зарплаты комфортнее, чем когда на тебе «висит» несколько сотен тысяч долларов, которые нужно вернуть, считает Орловский.