Логика сервиса: почему «младшие» iPhone больше не уступают более дорогим
Старая реальность
Пандемия, повлиявшая на все стороны нашей жизни, пока не отразилась на продуктовых линейках ведущих технологических компаний. Те модели, которые в конце лета и начале осени показали Samsung, Huawei и вот теперь Apple планировались, проектировались, просчитывались инженерами и маркетологами год назад. То, что мы видим сейчас — «довоенные проекты». Как представляют производители техники «новую реальность», нам еще предстоит узнать. Но влияние эпидемии уже чувствуется. И это не только перенос событий из концертных залов Калифорнии в виртуальное пространство, но и перенос сроков. Когда в начале весны этого года инженеры Apple должны были отправиться на производства в Китае, страна закрылась на карантин. Задержка на старте, которую так и не удалось отыграть полностью, сдвинула сроки представления новой модели с учетом отложенного старта продаж ровно на период карантина в материковом Китае и разделила презентацию на две части.
Скромное обаяние среднего класса
Наиболее интересный продукт из первой серии — iPad Air. В планшет Apple поставила самый современный процессор, выполненный по технологии 5 нм и отличный экран. При этом на рынке остались формально «старшие» и более дорогие модели серии Pro с процессором предыдущего поколения. Принимавших это решение маркетологов Apple не испугала возможная каннибализация новинкой более дорогих версий. Аналогичный фокус случился на представлении новых iPhone. Формально «младшие» iPhone 12 и iPhone 12 mini настолько технологически мощны, что нет ни одной причины предпочесть им более дорогую линейку Pro. Выступавшие на презентации менеджеры Apple потратили много экранного времени, рассказывая о таких причинах, как лидар для сканирования помещений, профессиональные форматы фото и видео. И в качестве примера профессионала, которому необходим 12 Pro, привели нейрохирурга. Но, если вы не нейрохирург, фотограф и кинорежиссер, то младшие модели функционально ничем не уступят вершине линейки. В этом нет маркетинговой логики? Она появится, если взглянуть на продуктовую стратегию Apple в целом.
Сервисная компания
Согласно последнему квартальному отчету Apple, по объемам продаж категория «сервисы» уступает только iPhone. Разрыв заметный, но с каждым квартальным и годовым отчетом он сокращается. В третьем квартале 2020 года Apple реализовала сервисов на более, чем на $13 млрд. Для понимания масштабов, это примерно в два раза больше чем Netflix и в семь раз больше Spotify. Традиционно — недавняя презентация не исключение — глава Apple Тим Кук начинает рассказ о новых продуктах с отчета о том, как растут у компании продажи услуг. Устройства важны, но если новый смартфон мы покупаем раз в год, ноутбук — раз в два года, то сериалы, музыку и игры — каждый день. Фокус на услугах и контенте — разумная стратегия в эпоху, когда мы не ждем технологических прорывов и связанного с ними массового обновления парка устройств. Верно и обратное. Если логика продуктов Apple подчиняется задаче продажи сервисов, значит, руководство компании вряд ли видит на горизонте технологические разработки, способные развернуть рынки.
В эпоху, когда конкуренция перемещается из области устройств в сферу услуг, каждый проданный Apple планшет, смартфон или компьютер, означает нового пользователя экосистемы, а также проданные подписки, игры, фильмы и сериалы. Задача расширения пользовательской базы обладает приоритетом над задачей заработать на продаже устройств. Не так страшно, если вместо дорогой модели Pro покупатель выберет что-то из середины модельного ряда. Хуже, если он предпочтет устройство из другой экосистемы. Поэтому мы видим новейший процессор A14 bionic в iPad Air и новых смартфонах без индекса Pro. «Младшие» смартфоны получают магнитную зарядку и экран с керамическим покрытием: интересно, что это и насколько «керамика» окажется достойным конкурентом Gorilla Glass. Все это по привлекательной цене. А вот нейрохирургам и кинорежиссерам придется раскошелиться.
Детали
Представленная умная колонка HomePod mini интересна ценой. Для американского рынка $99 это немало, и заметно дороже предложения Amazon. А также демонстративным отсутствием поддержки Spotify — члена коалиции компаний, пытающихся повлиять на лицензионную политику Apple. Поддержка формата Dolby Video – это формат трансляций и цифровых кинотеатров. Если верить презентации, новые модели iPhone позволяют снимать и монтировать видео голливудского качества. Пока непонятно, для чего это может быть нужно, но как технологическая возможность — это очень круто.