«Дуров делает ставку на образ борца с системами»: зачем создатель Telegram ссорится с Apple и чем закончится их конфликт
Что рассказал Дуров. 8 октября создатель Telegram Павел Дуров рассказал, что Apple потребовала закрыть три канала, в которых жители Белоруссии «раскрывают личности своих угнетателей». По словам Дурова, Apple беспокоит, что публикация личной информации сотрудников правоохранительных органов и пропагандистов может спровоцировать насилие. «Я бы предпочел оставить каналы в покое, но обычно Apple не дает особого выбора для таких приложений, как Telegram, в подобных ситуациях», — написал Дуров, добавив, что на его взгляд «это не черно-белая» ситуация. Он отметил, что, скорее всего, эти каналы будут заблокированы на iOS, но останутся доступными на других платформах.
Что ответила Apple. На следующий день Apple заявила в разговоре с Forbes, что не просила удалять Telegram какие-либо каналы. Вместо этого компания связалась с Telegram, чтобы сообщить о запросах от пользователей и потребовала удалить информацию, раскрывающую чьи-либо данные в интернете без согласия этих людей и позволяет идентифицировать их.Перед этим американская корпорация получила запросы от пользователей: они жаловались, что их личная информация, в том числе имена и номера телефонов, передавалась по этим Telegram-каналам. Компания также сообщила, что во время обсуждения команда Telegram не выразила никаких возражений по этому запросу и заявила, что незамедлительно проверит информацию и предоставит ответ по окончанию расследования. Вечером 9 октября Дуров ответил корпорации, обвинив ее в попытке «избежать ответственности» за собственные правила.
О каких каналах идет речь. Дуров перечислил три Telegram-канала «Каратели Беларуси — имена, адреса, родственники» (@karatelibelarusi), «Чат группы Каратели» (@chatpartizan) и «Все нарушения!» (@belarusassholes), по поводу которых к нему обратилась Apple. В двух из них публикуется информация о силовиках, сотрудниках судов, учителях, журналистах, которые, по данным авторов каналов, участвовали в разгонах и подавлении мирных демонстраций, задержаниях, фальсификации выборов президента, государственной пропаганде и т.д. Третий канал — это чат, где его участники обсуждают посты из двух других каналов, протесты и другой контент. Информация, которая публикуется в каналах включает в себя фото, полные имена людей, ссылки на их соцсети, информацию о родственниках, номера телефонов, рабочие и домашние адреса.
В поддержку «Карателей» выступили несколько белорусских Telegram-каналов, включая самый популярный белорусский оппозиционный Telegram-канал Nexta Live. Их авторы обратились к Apple, призвав компанию не добиваться блокировок. Автор Telegram-каналов «Карателей» заявил Forbes, что в случае закрытия собирается завести аналогичные новые каналы, в том числе в Twitter и Facebook.
Грозит ли что-то Telegram? Apple может удалить приложение из магазина и аккаунт разработчика, если они передают данные пользователей без их разрешения или иначе не соответствуют законам о защите персональных данных, говорится в правилах компании для AppStore. Разработчики должны следить за тем, чтобы их приложения не содержали контент, который может причинить вред или спровоцировать людей на насилие, говорят в Apple. Кроме того, в App Store запрещены приложения, которые собирают личную информацию о пользователе, полученную без его согласия. Компания не раскрывает срок, который она отводит разработчику на устранение нарушений. К Apple могли также обратиться власти Беларуссии с просьбой удалить контент, считает правовой аналитик международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов. К сожалению, Apple не публикует отчетов о прозрачности в Республике, поэтому неизвестно, насколько активно правительство Александра Лукашенко ранее просило удалять контент и вообще вмешивалось в работу сервиса, добавляет он.
Во втором полугодии 2019 года Apple получила 54 запроса от государств на удаление приложений за нарушение законодательства, из которых удовлетворила 48, говорит Гайнутдинов. По его словам, вероятность того, что компания удалит мессенджер из AppStore в случае отказа выполнить требование, довольно велика.
Каналы, на которые пожаловались Apple, ничего не нарушают? Сам по себе сбор и публикация в открытом доступе личных данных людей, вне зависимости от их профессии и политических взглядов, является вмешательством в право на уважение частной жизни, говорит Гайнутдинов из «Агоры». В России это грозит и уголовной ответственностью (ст.137 УК РФ), и административной (ст.13.14 КоАП), и гражданско-правовой (ст.ст. 152.1 и 152.2 ГК РФ).Публикация данных о сотрудниках силовых служб — это особая история, отмечает управляющий партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин. В России, например, существует закон о ФСБ, который защищает личности сотрудников, продолжает он: это обосновано необходимостью защиты гостайны и интересов страны. Но ситуация осложняется тем, что личности авторов Telegram-каналов скрыты, поэтому привлечь кого-то к ответственности в судебном порядке довольно сложно, добавил Редин. Силовикам остается только давить на администрацию информационного посредника, то есть Apple, пытаясь заблокировать каналы, сказал он.
Гайнутдинов подчеркивает, что в истории с белорусскими Telegram-каналами работают два конкурирующих права: свобода слова и право на приватность. В зависимости от обстоятельств, баланс может сдвигаться в ту или иную сторону, считает он. Очевидно, что раскрытие личностей силовиков, избивающих мирных протестующих – форма самозащиты общества, считает правовой аналитик «Агоры». «Она, на мой взгляд, вполне соразмерна преследуемой цели – предотвратить насилие и обеспечить право белорусского народа на протест», — рассказал он.
К другим соцсетям нет таких претензий? В других соцсетях вероятность появления подобных каналов ниже, а вероятность, что их заблокируют модераторы по жалобам от пользователей или органов власти, не дожидаясь вмешательства Apple, выше, говорит экс-директор особых направлений одной из структур Telegram Антон Розенберг, покинувший компанию после конфликта с Дуровыми. По словам Розенберга, у Telegram все-таки есть некий образ якобы свободной, немодерируемой площадки, где можно не просто выступать на грани фола, но и переступать черту в плане экстремизма, торговли наркотиками, распространения нелегального контента. «Хотя это и забавно, поскольку Telegram периодически меняет правила игры и начинает что-то из этого списка блокировать, сотрудничать с Интерполом, тихо переписывать правила, меняя подход с «никогда не выдадим ни байта информации о пользователях ни одному государству» на «мы можем выдавать IP-адреса и номера телефонов подозреваемых в терроризме по запросу», — рассуждает экс-сотрудник Telegram.
К тому же, для других соцсетей это рутинные процессы, о которых они не пишут в новостях, добавил Розенберг. По его словам, как правило, соцсети стараются максимально дистанцироваться от политики, четко описать правила и следовать им в интересах бизнеса. Telegram здесь отличается из-за маленькой команды и личности владельца: Павел Дуров имеет возможность лично определять вектор того, что будет блокироваться, с кем и в каком объеме сотрудничать. При этом, продолжает Розенберг, Дуров делает ставку на личный образ якобы «борца с системами», формирует тот самый образ Telegram и, вероятно, пытается еще и поднять цену на постсоветском пространстве, демонстрируя возможность влиять на политику. «Кроме того, Дуров не упускает возможности пропиариться при любом удобном случае», — считает Розенберг.
Что будет делать Дуров? У Apple более сильная позиция, настаивает Розенберг: компания привыкла диктовать свои условия приложениям, а несогласные могут быть убраны из магазина приложений или по крайней мере лишиться возможности выпускать обновления для своего продукта. Сделать с этим что-то Дуров не в силах, поэтому вынужден подчиняться и ограничиваться публичной риторикой, добавил он. «Технически можно, конечно, читать эти каналы в браузере, но эта не та ситуация, когда можно показать средний палец, объявить «цифровое сопротивление» или пытаться еще как-то схитрить», — считает Розенберг. У Android же другое позиционирование, другой подход к модерации, есть альтернативные магазины приложений, помимо Google Play: там нет такой цензуры по отношению к эротике и порнографии, как у Apple, например. Поэтому в случае с Android зона ответственности разработчиков системы более узкая, и они предпочтут переложить проблему и ответственность за ситуацию на органы власти и владельцев приложений, предполагает Розенберг.
Что еще важно знать. Это не первый раз за последнее время, когда Дуров выступает с критикой Apple. В июне 2020 года он заявил, что корпорация является монополистом в распространении программ и приложений на iPhone и призвал покончить с этим. Разработчики вынуждены платить Apple и Google комиссию 30% с каждой транзакции за размещение в своих магазинах, сетовал он. Параллельно с таким же заявлением выступил вице-президент Telegram Илья Перекопский на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным в Казани. Перекопский сравнил требования Apple и Google с данью Золотой Орде. По его словам, этот налог сдерживает развитие IT-отрасли в России.
В июле 2020 года Дуров назвал семь причин, по которым владельцы iPhone должны быть обеспокоены политикой Apple. Он в частности снова обвинял Apple в монополии из-за комиссии 30%, а также в цензурировании приложений, из-за которого пользователи не видят части контента.