Бесполезные технологии: готовы ли российские банки к работе с биометрией?
В пятницу, 11 января, Сбербанк заявил, что с 31 декабря собирает биометрические данные россиян для Единой биометрической системы (ЕБС) в 2700 отделениях. С 1 июля 2018 года российские банки официально начали передавать фотографии и голосовые профили граждан в централизованную базу, а к концу 2018 года 20% отделений банков, подтвердивших участие в проекте, по требованию регулятора ЦБ должны были быть оборудованы для приема биометрии.
Создание ЕБС для удаленной идентификации клиентов банков было инициировано ЦБ еще в 2016 году. Она обошлась государству ориентировочно в 247,6 млн рублей, не считая расходов самих банков на оборудование.
Первыми свое участие в проекте подтвердили 24 банка — «Сбербанк», «Тинькофф», ВТБ, Почта-банк, Альфа-банк, Райффайзенбанк и другие. Эксперимент «Ведомостей» показал, что сотрудники отделений «Сбербанка» оказались плохо проинструктированы по правилам приема биометрии: корреспонденты не смогли сдать свои данные в отделениях по указанным адресам.
Оказалось, что далеко не все банки готовы использовать возможности ЕБС для удаленного предоставления услуг. Даже если у вас получится сдать данные, то никаких услуг вам пока что не предложат, утверждают в пресс-службе Альфа-банка.
ЕБС была создана для того, чтобы у клиентов банков, сдавших данные в систему, впоследствии была возможность получать услуги удаленно. Однако, по мнению представителей Альфа-банка, в большинстве банков клиенты пока что не смогут даже получить дебетовую карту, не посетив отделения. Выдача кредитов, как более высокорисковая банковская услуга, по данным из ЕБС начнется в лучшем случае до конца 2019 года. Представители «Сбербанка» отказались от официальных комментариев по этому вопросу.
Возможность получить дебетовую карту без визита в отделение банка есть у «Тинькофф», но так как у этого банка нет отделений в принципе, то он представлял этот вид услуг и до введения ЕБС. Сегодня не-клиенты банка могут скачать мобильное приложение «Тинькофф» для Android и воспользоваться удаленным открытием счета при наличии биометрического профиля в ЕБС, сообщили Forbes в пресс-службе. С 2014 года банк внедряет технологии по распознаванию голоса в режиме онлайн.
Делиться данными для банков выгодно: еще в феврале 2018 года «Ростелеком», ставший оператором системы, объявил, что при каждой идентификации банком гражданина банк будет платить «Ростелекому» 200 рублей, из которых 100 рублей получит банк, записавший биометрию (оставшиеся 100 рублей от стоимости запроса будут разделены между «Ростелекомом», порталом госуслуг и вендорами биометрических технологий). Но, как пояснили в «Тинькофф банке», к данным для внутреннего использования и для ЕБС предъявляются различные требования. Поэтому клиентам данного банка все равно придется предоставлять данные дополнительно, а также давать согласие на их обработку.
В будущем эта система должна будет работать так: каждый клиент будет обязан зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале госуслуг, а банк — разместить полученные биометрические данные в ЕБС, после чего клиент сможет обратиться в банк с запросом на предоставление услуг. При последующих запросах ЕБС по требованию банка будет идентифицировать клиента и передавать его персональные (не биометрические) данные для дальнейшей обработки. Банк со своей стороны не сможет получить доступ к биометрии.
Для банков использование ЕБС может стать действительно выгодным бизнесом: по сути они будут продавать данные пользователей по 100 рублей за каждое обращение. Выиграет от этого тот, у кого клиентов и данных больше, то есть, прежде всего, «Сбербанк». Другие же банки, обязанные платить за данные при каждой идентификации банком, окажутся в гораздо менее выгодном положении. Более того, по данным «Ведомостей», оборудование для сбора и обработки данных — не самое дешевое и может стоить около 10 млн рублей.