Цифровые барьеры — 2018: с какими проблемами столкнулась цифровая экономика
Программу «Цифровая экономика РФ» утвердили летом 2017 года, но до сих пор мало кто понимает, как работать с технологическими решениями, а общественность не всегда имеет четкие представления о программе. Что мешает ее выполнению?
Что такое «Цифровая экономика»
Цифровую экономику часто критикуют за множество недоработок. В частности, не все понимают, что представляет собой программа.
Программа «Цифровая экономика РФ» рассчитана до 2024 года включительно и состоит из следующих направлений: нормативное регулирование, информационная инфраструктура, кадры и образование, информационная безопасность, цифровое госуправление, а также создание и поддержка исследовательских научных компетенций в области цифровой экономики. Совокупно на реализацию потребуется около 2 трлн рублей из федерального бюджета, еще 1,5 трлн рублей — частные инвестиции, которые планируют привлечь чиновники.
Кадры решают
Самый острый вопрос — подготовка кадров. Курирует направление «Кадры и образование» Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Планы такие: к 2024 году не менее 800 000 выпускников системы профессионального образования должны обладать компетенциями в области ИТ «на среднемировом уровне», не менее 120 000 выпускников системы высшего образования будут готовиться по ИТ-специальностям. Доля населения, обладающего цифровыми навыками к 2024 году, должна составить не менее 40%.
На данный момент в работе 20 пилотных проектов — центров компетенций на базе вузов. Этого пока явно недостаточно, чтобы обеспечить запланированные показатели. В любом случае ИТ-специальность — широкое понятие, точный набор компетенций будет определен весной 2019 года, а сами специальности — в июне того же года.
Реально сейчас подготовкой кадров занимаются большие ИТ-компании, например «Яндекс», которые занимались этим и до появления программы, и некоторые госкомпании, например «Росатом».
Однако для развития цифровой экономики нужны не только программисты, но и чиновники, способные грамотно поставить техзадание и понимающие, как внедрять цифровые сервисы. Поэтому появились специальные обучающие программы: РАНХиГС совместно с АНО «Цифровая экономика» и рядом компаний открывает курсы повышения квалификации для региональных чиновников.
Игры с законами
Еще одна проблема «Цифровой экономики» — слишком медленный выход конкретных правил и задач, которые должны были прописать ведомства. Дорожные карты по всем направлениям программы были согласованы в начале 2018 года, однако они подразумевают дальнейшее подробное бюджетирование и корректировку минимум раз в год. У государства до сих пор нет четкого представления о том, как нужно работать с бизнесом. Одна из проблем — задержки с финансированием. Например, исполнители проектов в сфере «Информационная безопасность» не получили средства от Минкомсвязи и Минпромторга вовремя. Ведомства из-за этого сдвигают сроки сдачи проектов.
Еще одна большая проблема — неготовность законодательства к появлению инновационных технологий, которые никак не отражены в текущем законодательстве. Например, блокчейн приживается с трудом, еще нет четких правил игры. Хотя в России и идет активная работа с этой технологией, но в других странах, например в ОАЭ, она уже внедряется в государственные сервисы. В России же есть только отдельные проекты: например, внедренная в Новгородской областной клинической больнице блокчейн-технология учета и мониторинга лекарств помогла сэкономить 12% бюджета программы льготного лекарственного обеспечения в 2018 году, а в 2019-м сохранит еще 30 млн рублей, по подсчетам администрации города.
Несмотря на медленное принятие новых законодательных норм, есть отдельные примеры, которые могут служить ориентиром в будущей работе: например, в ноябре правительство приняло постановление о беспилотных автомобилях. Пилотный проект будет запущен в марте: беспилотные автомобили появятся на дорогах Москвы и Казани. Документ обсуждался и разрабатывался несколько лет, и за это время в других странах компании накапливали опыт применения новой технологии: на дорогах США идет активное тестирование беспилотных автомобилей, например, этим занимается Uber в Питсбурге. Даже «Яндекс» получил лицензию на использование беспилотников в США, в штате Невада, а также в Израиле. В плане законодательства России есть что наверстывать, но самое главное — процесс уже запущен. И даже ошибки в проектах на пользу — заказчики и участники проектов учитывают их, чтобы в следующий раз действовать оптимально.
Трудности малого бизнеса
За прошедшие полтора года государство так и не представило четких правил для участия в тендерах. Но ситуация должна измениться: в ближайший месяц, по нашим данным, Министерство связи составит правила участия в тендерах для небольших компаний.
Согласно проекту, ведомства будут сотрудничать с малыми предприятиями напрямую. Есть и другой вариант поддержки бизнеса, который обсуждается: предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета. Однако в обсуждаемом варианте минимальный размер гранта составит 30 млн рублей, 50% из которых должно софинансировать юрлицо. То есть здесь речь скорее идет о среднем бизнесе, а не о малом. Какой из вариантов выберут в итоге, пока не ясно, но во втором случае возникают вопросы: удастся ли контролировать справедливость распределения грантов?
Пока же для малого бизнеса картина выглядит не очень радужной, он не берется конкурировать с крупными компаниями, которые активно участвуют в проектах. «Норникель» хочет захватить долю рынка цифровых технологий, «Ростелеком» вообще считается главным драйвером цифровизации в стране: проводит интернетизацию удаленных районов, запустил сервис Единой биометрической системы, который планируют использовать банки, а также разрабатывает системы для умного города.
Небольшим компаниям помогут конкурировать поправки в закон о концессионных соглашениях, которые позволяют им получать заказы на разработку государственных информационных систем.
Еще одна возможность для малого бизнеса — продажа собственных решений на региональных рынках. Фонд «Сколково» и Фонд развития цифровой экономики при экспертной поддержке Торгово-промышленной палаты в январе запустят «Магазин цифровых решений» — каталог российских разработок по сервисам для цифровой экономики. За их реализацию могут браться и частные компании.
Позитивный тренд
Первые результаты проектов цифровой экономики пока видны в основном москвичам. Причина в том, что в столице планирование введения цифровых технологий началось уже больше пяти лет назад, поэтому и разработка сервисов стартовала раньше. Например, многофункциональные центры в регионах автоматизированы гораздо меньше, и местные органы управления не предоставляют столько информации о городе, сколько Департамент информационных технологий Москвы.
В целом за этот год наконец-то сложилась концепция цифрового государства, благодаря чему мы полностью уйдем от бумажного документооборота. Выше упоминался комплекс из 25 так называемых суперсервисов, за счет которых Минкомсвязи рассчитывает покрыть 90% точек соприкосновения человека и государства и максимально сократить издержки. В них войдут цифровые полисы ОСАГО/КАСКО, ОМС/ДМС, электронная трудовая книжка, цифровые путевые листы и товарно-транспортные накладные, а также разрешение на ввод объектов в эксплуатацию в цифровом виде и другие виды документов, которые больше не потребуются в бумажном виде.
Люди в целом стали больше интересоваться цифровой экономикой, и это можно считать главным итогом года, что в будущем принесет гораздо более ощутимые результаты. Достаточно взглянуть на статистику запросов «Яндекса»: если в декабре 2017 года цифровой экономикой интересовались около 32 000 раз в месяц, то сейчас это значение выросло в два раза, до 64 000 запросов. Люди стали наконец обращать внимание на эффект, который оказывает появление новых сервисов на их жизнь. Это хорошо видно на примере городских технологий: в Москве совершенствуется онлайн-запись в ГИБДД, сервис «Московская электронная школа», растет объем данных об объектах городской инфраструктуры, включающий информацию о спортивных и культурных точках Москвы. Нельзя их назвать прорывными технологиями, но эффект от их применения начал проявляться уже с прошлого года: на портале Москвы в 2017 году зарегистрировались на 28% человек больше, чем годом ранее.