Гендиректор GSMA: «В создании сетей 5G не столь важно быть первым»
В начале года на форуме MWC-2018 в Барселоне одной из центральных тем был стандарт новой сотовой связи 5G. В частности, Huawei показала первый процессор для базовых станций. Казалось бы, на нем уже можно собирать готовые устройства, а там и мобильные варианты подтянутся. Однако ближе к концу года генеральный директор GSMA, организатора этого мероприятия, Матс Гранрид в интервью Forbes рассказал, какие еще проблемы предстоит решить и как будет происходить переход на мобильные сети нового поколения.
Что обещает 5G
На MWC-2018 операторы и производители телекоммуникационного оборудования 5G обещали следующие преимущества: увеличение скорости связи, уменьшение задержки передачи сигнала, энергоэффективность и поддержку большего количества устройств базовой станцией.
Скорость. В тестовых сетях 5G, которые разворачиваются и в России, скорость передачи информации достигает 1 Гбит/с, на порядок быстрее, чем в 4G (LTE). Однако, сомнительно, это именно скорость станет главным конкурентным преимуществом 5G-устройств. Например, для просмотра потокового сверхчеткого 4К-видео достаточно возможностей. Зачем тогда новый стандарт?
Не только скорость. Даже играя через проводное подключение в сетевые игры, пользователи иногда недовольны задержкой между моментом, когда они отдали команду, и желаемым действием в игре. Для существующей мобильной связи задержка в сети обычно еще больше, чем для беспроводного соединения, что мешает не только играть, но и подключать устройства к интернету. Например, если беспилотный автомобиль поздно получит команду, может проехать поворот или выбрать неоптимальный скоростной режим.
Подключение устройств через сеть для совместной работы (интернет вещей) нуждается в сети 5G. Если в каждом доме добавится несколько пользовательских устройств, парочка бытовых (холодильник, стиральная машина) и десяток датчиков — количество устройств, подключенных к сети, увеличится. Попадали в ситуацию, когда телефон показывает, что вы находитесь в зоне устойчивого сигнала, а звонок срывается? Это перегружена базовая станция. Стандарт 5G позволит каждой из них поддерживать большее количество устройств, а малая задержка при передаче сигнала позволит каждому из них своевременно реагировать.
Наконец, высокая энергоэффективность позволит не менять постоянно батарейки в подключенных к сети устройствах и обеспечит приемлемое потребление для базовых станций.
Введение 5G позволит реализовать масштабный интернет вещей. К сожалению, новый стандарт достаточно дорог в исполнении: кроме более совершенной электроники, он потребует ближе ставить базовые станции. Скорее всего он будет внедряться локально, в городах и местах с высокой плотностью подключаемых устройств.
Forbes: «Какова основная цель ассоциации GSMA?»
Матс Гранрид: Основная задача нашей ассоциации — объединить всех операторов по всему миру. Сейчас в ассоциации около 800 операторов и еще 350 технологических компаний, в том числе Intel, Microsoft, Ericsson, Huawei. Мы проводим не только MWC в Барселоне, но и конференции по телекоммуникациям во всем мире: например, в октябре в России проходила Mobile 360.
Работа ассоциации идет по трем направлениям:
- Платформы и технологии. Определяем характеристики 5G, интернета вещей, а также работаем над законодательными предложениями — такими, как выделение частот спектра.
- Консалтинг. Помогаем законодателям и правительствам правильно понимать тренды и общую картинку.
- Стратегическое планирование: прогнозируем, что произойдет через 5-10 лет, чтобы подготовить почву для этих изменений.
Последнее — самое интересное. Каковы наши технологические перспективы?
Скажем, к 2025 году мы увидим повышение популярности 5G — доля подключений в этих сетях составит около 20%, еще 55% придется на 4G и 20% займет 3G. В результате у нас будет смесь этих стандартов, может немного останется 2G-сетей и наши устройства будут автоматически выбирать между ними с помощью технологий умного подключения. Вокруг заработают множество подключаемых устройств и автоматически будет выбираться наиболее оптимальная конфигурация, чтобы все вместе работало.
А как в целом вы в GSMA видите будущее через 10 лет?
Через 10 лет? Видите этот значок — это 17 целей устойчивого развития ООН. Я уверен, что через 10 лет весь мир дружно встанет на достижение этих целей: устранение бедности, достижение гендерного равенства, полноценное образование, сохранение климата и т.д. Таким образом ООН и все страны мира объединяются для решения важных вопросов. И мы как ассоциация операторов поддерживаем достижение этих целей, потому что у нас огромный охват — 5 млрд человек. Если мы хотим работать со всеми, то достижение этих целей будет иметь важную роль.
На MWC-2018 операторы отмечали, что трудно будет выделить одинаковый частотный диапазон для разных стран — значит 5G не будет единым стандартом?
Еще рано об этом говорить. Работа только начинается. Скорее всего мы сможем работать со стандартом 5G в разных спектрах: 700, 800, может быть 900 МГц, диапазоне С (3,5-5,25 ГГц и 5,75-7,075 ГГц), даже может в миллиметровом диапазоне 28 ГГц (эффективен для отдельных домов). Главное — иметь блок частот, чтобы операторы могли распоряжаться всей пропускной способностью для своих нужд.
Стандарт 5G потребует уплотнения расположения базовых станций, не возникнет ли опасность влияния микроволнового излучения на организм человека?
Было много исследований, никто не смог найти примеров влияния, но мы будем продолжать эти исследования. На сайте есть информация о нашей работе с ВОЗ.
Отмечу, что при повышении плотности базовых станций уровень напряженности поля падает. Например, в деревне уровень восходящего сигнала (от сотового к базовой станции) будет гораздо выше, чем в Москве, потому что вышки расположены на большем расстоянии. В Москве же базовые станции расположены часто и телефону не нужно создавать такой сильный сигнал, он будет меньше греться.
Ваша организация 30 октября сообщила, что Россия станет одной из стран-лидеров по созданию сетей 5G. [Рассматривалось проникновения сетей 5G к 2025 году: для России прогнозируется их доступность для 80% населения — лучший показатель в СНГ). Благодаря чему это будет возможно?
Смотря что вы подразумеваете под лидерством. Вы знаете, США, ОАЭ, Южная Корея, Китай, страны Европы и Россия, конечно, запустят до 2020 года тестовые сети 5G. Я не думаю, что это стоит рассматривать как гонку. Нам надо рассматривать это как шаг к пониманию правительством и регулирующими органами правильных путей внедрения сетей 5G и подключаемых устройств. Ведь только России требуется около $15 млрд капитальных расходов, чтобы запустить к 2020 году сети пятого поколения.
В создании сетей 5G не столь важно быть первым. Лидеры могут потом отстать: если другие операторы не поддержат однородную среду, это будет катастрофа. Кому-то хочется быть первым, но есть и другая стратегия: прекрасно, пусть они отработают технологию, а мы пойдем по готовому пути.
Возможны разные стратегии, но важно обсуждать влияние будущего «подключенного общества» на граждан, социум и, конечно, на экономику. Сообщество подключенных к сети — это счастливое общество.
Будут ли единые чипы для разных типов поколений — 4G, 5G и других — чтобы не заводить несколько устройств под разные стандарты?
Да, уже сейчас существует много образцов оборудования, чипы и базовые станции, которые работают на 4G и 5G. Есть даже планшеты, но пока мы не определились с частотами, они не могут считаться финальными, потому что мы не знаем размера антенны (размер антенны зависит от частоты, на которой идет передача сигнала — прим. ред.).
Все подключаемые устройства — телевизоры, холодильники, машины — будут работать на чипах с поддержкой 5G или часть будут рассчитаны только на существующие сети?
Возможно, некоторые пользователи сочтут, что не будут разговаривать быстрее, им хватит и 4G, кто-то возьмет 5G. А если наша следующая встреча произойдет в 2022 году, то скорее всего устройства будут поддерживать уже все частоты с помощью одного чипа. До этого момента допускаю какой-то переходный процесс.
Подведите, пожалуйста, итог, какие проблемы надо решить, чтобы запустить в мире полноценные сети 5G?
Первая — это спектр. Все должно быть гармонизировано. Правительства должны расчистить частоты под 5G.
Второе. Нам необходима политика государств, которая будет способствовать развитию сетей нового поколения: легкое строительство новых вышек, законодательство, позволяющее их шеринг (использование одним оператором вышек другого), и подобные правила.
И третье. Нам нужен законодательный режим, чтобы нас не рассматривали как источник дохода. Это происходит и в России, и в Германии, и в некоторых других странах. Но в результате мы страдаем, мы «голодаем»: деньги, которые мы получаем, нам необходимы для капитальных расходов на строительство инфраструктуры 5G.
Сбалансированный налоговый режим очень важен и, думаю, большое количество правительств и операторов видит связь между хорошим покрытием и увеличением ВВП страны за счет увеличения налогооблагаемой базы [услуг в сетях 5G].
Четвертое. Очень важный момент — наладить свободный поток информации между странами. Необходимо согласовать различные законодательные вопросы в области защиты информации, они также должны устраивать вас как пользователя и не повредить бизнесу. Нужны локальные центры обработки данных для сохранения данных. Это очень важный, чувствительный вопрос, потому что информация — это новая нефть, это суверенное, национальное достояние. Тот, кто генерирует данные, имеет права на них и должен иметь возможность передать их при желании.
Очень важно — решить все эти четыре вопроса для получения полноценных сетей 5G.