К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Итоги года: какие технологии вписали 2018-й в историю

Фото Tomohiro Ohsumi / Getty Images
Фото Tomohiro Ohsumi / Getty Images
Каждый год Gartner публикует прогнозы по трендам IT-индустрии в перспективе ближайших лет. Сбылись ли прогнозы на 2018-й?

Одними из самых популярных технологий этого года бесспорно стали IoT (интернет вещей) и VR (виртуальная реальность), в особенности их индустриальные сегменты — IIoT и Industrial VR, — а также машинное обучение, роботизация, упражнения с искусственным интеллектом, победное шествие облаков, ну и, конечно, блокчейн. Судя по кривой «хайпа» по Gartner, в ближайшие пару лет мы увидим ажиотаж вокруг глубинного обучения, виртуальных ассистентов, AI PaaS. Давайте пробежимся по прогнозам Gartner и посмотрим, что из этого похоже на правду, что маловероятно, а какие явления мы можем наблюдать уже сегодня.

Прогноз 1. Объем рынка голосовых помощников к 2021 году составит порядка $3,5 млрд

Голосовым помощникам на потребительском рынке уже лет десять прочат невероятные перспективы. Интересные проекты есть, тем не менее в России в 2018-м по-прежнему мало кто заказывает еду, совершает покупки или включает бытовую технику голосовым приказом.

 

Совершенно иначе обстоят дела на рынке B2B. Бизнес прекрасно понимает преимущества голосовых роботов, и здесь результат полностью оправдывает затраты. Если рядовой пользователь станет набирать адрес в навигаторе буквами, то он потеряет 10 секунд и 0 рублей, но если на его месте окажется, например, владелец крупного банка, то отказ от голосового робота в моем call-центре обойдется ему в десятки миллионов долларов. В России локомотивом многих цифровых преобразований выступает именно банковская отрасль, и рынок голосовых помощников не исключение.

В 2018-м примерный объем этого рынка в России составляет $7,5 млн. На сколько он увеличится за 3-4 года и какую долю составит от общемирового, сказать сложно, но уже совершенно ясно, что к 2021 году большинство контакт-центров в стране перейдет на автоматизированную работу.

 

Прогноз 2. К 2020-му крупнейшие IT-компании начнут менять правила игры на своих рынках, чтобы опередить потенциальных конкурентов: как минимум 5 из 7 технологических гигантов начнут по собственной инициативе менять формат своей деятельности

В России этот процесс уже начался. Уже несколько лет мы наблюдаем кроссотраслевую миграцию. Банки становятся IТ-компаниями, IТ-компании уходят в консалтинг, консультанты обучают клиентов цифровизировать бизнес. Facebook, Amazon и Alibaba точно так же стирают границы своих рынков и начинают конкурировать за клиента.

Бизнес следует за клиентами, новое поколение которых родилось в диджитал-эру, и мир они воспринимают совершенно иначе. Поэтому услуги в привычном нам формате, привычные каналы коммуникации и подходы к клиенту и бизнесу неизбежно будут отмирать. В ближайшее время делать покупки с помощью голосовых помощников станет нормой, а очереди в банках канут в Лету вместе со сложносочиненным процессом одобрения кредитов или необходимостью каждый раз нажимать на кнопку чайника, чтобы его включить.

 

Прогноз 3. К концу 2020 года банковская отрасль увеличит стоимость бизнеса на $1 млрд благодаря внедрению криптовалют на базе блокчейна

2018-й стал годом, когда применение блокчейн-технологий от пилотов начало переходить к реальным масштабным внедрениям. Появилось много интересных проектов на его основе: в апреле магазин бытовой техники «М.Видео» заявил, что сэкономит миллиарды долларов благодаря блокчейну в управлении сетью поставок, Сбербанк открыл блокчейн-лабораторию, а Maersk теперь страхует с помощью этой технологии морские грузоперевозки.

Аналитики Bank of America оценили глобальный рынок блокчейна 2018 года в $7 млрд,  и, по всей видимости, его объемы с каждым годом будут только расти. Что же касается крипторынка, то время, конечно, покажет, однако, несмотря на капитализацию в $203,8 млрд, прогнозы по нему постоянно корректируются.

Прогноз 4. К 2021 году более 50% предприятий будет ежегодно тратить на чат-ботов больше, чем на разработку мобильных приложений

Чат-боты, а точнее, стоящие за ними роботизированные процессы оказались, одним из лучших способов осуществлять повторяющиеся сценарии и избавлять сотрудников от рутины, а значит, существенно сэкономить корпоративный бюджет.

 

Уже в 2018-м ботов повсеместно используют на первой линии клиентской поддержки в банках, у телеком-операторов, внутри крупных корпоративных структур. Технология позволяет на 40% снизить нагрузку на операторов call-центра, офис-менеджеров, сотрудников служб технической поддержки. Самые крупные потребители технологии — банки и компании сфер IТ и телекома. На них приходится более 40% всех существующих ботов. Третье место по распространению технологии занимает ретейл.

В 2018-м объем российского рынка чат-ботов оценивался чуть выше $7 млн. Это пока примерно 1,5% от объема рынка всех мобильных приложений. Однако учитывая, что создание собственного качественного приложения является процессом довольно сложным, долгим и дорогим, а многие компании не располагают необходимыми ресурсами,  у чат-ботов есть все шансы стать им полнофункциональной заменой и исполнить пророчество Gartner.

Прогноз 5. Через 3 года технологии интернета вещей проникнут в 95% электронных устройств

И речь здесь не только об электронных устройствах в привычном смысле слова. Например, общественный транспорт уже вовсю оснащается аналитическими системами, которые отслеживают техническое состояние, отклонения от маршрута, скорость движения и даже эмоциональное состояние водителя. Это в разы повышает безопасность пассажиров, которые пользуются маршрутками, а руководство автопарка экономит на ТО, ремонте и количестве потребляемого бензина. По примерной оценке, экономия топлива составляет до 3120 литров в месяц, то есть примерно 1,3 млн рублей в год.

 

В промышленном секторе IoT-датчики предотвращают выход из строя оборудования. Счетчики электроэнергии уже несколько лет умеют автоматически направлять данные в сервисные службы ЖКХ. Носимые устройства отслеживают состояние здоровья сотрудников на опасных производствах и в случае необходимости могут сигнализировать медперсоналу. Многие производства уже оборудованы специальными терминалами, которые анализируют состояние здоровья работников и умеют детектировать алкогольное опьянение.

Уже сегодня IoT — основа промышленного интернета. Совсем скоро он станет той базой, на которой будет основываться развитие всей производственной сферы. Конечно, сложно представить, что через три года вся бытовая техника на вашей кухне свяжется в единую сообщающуюся сеть и при этом тостер будет защищен от кибератак лучше ноутбука. Однако тренды определенно наметились уже сегодня.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+