Миллиарды в памяти: стартап, который помогает делать бизнес Coca-Cola и Invitro
Финтех-стартап Anaplan работает в секторе финансового планирования. Он проводит 12 октября IPO (первичное размещение акций на бирже), в преддверии которого оценка его стоимости составляет около $2 млрд. Какие технологии позволили ему потеснить монстров типа IBM на рынке и почему его скорее всего ждет поглощение.
Финансовые технологии увеличивают точность и скорость экономических расчетов. Стартапы, которые умеют это делать быстрее и удобнее, зарабатывают миллиарды, но для этого необходимо обыграть Microsoft, Oracle и других гигантов рынка, а также молодых конкурентов. Спрос на стартапы в области финансового планирования и моделирования бизнес-процессов таков, что некоторые из них выкупаются крупными компаниями в день IPO, чтобы не дать развиваться конкурентам. Так крупный разработчик Workday приобрел стартап Adaptive Insights. Бизнес Anaplan на три года моложе своего предшественника (компания была образована в 2006 году), но ее финпоказатели выглядят более перспективно: выше величина среднего чека, выручка растет на 40% в год.
В очередной раз сражение с гигантами становится возможным благодаря использованию облачных технологий. Anaplan пользуется мощностями серверов, доступных через интернет, благодаря чему может обслуживать компании разного уровня — от российского «Медси» до огромной Coca-Cola, и при этом клиенты могут быстро менять тарифы, находя наиболее выгодное для себя предложение под текущий момент.
Благодаря софту от Anaplan тысячи сотрудников крупных компаний с хорошо развитым корпоративным управлением знают, а не пытаются угадать, чего от них хотят. Например, в Coca-Cola понимают, сколько нужно разлить газировки в бутылки и куда их отвезти, для того чтобы побыстрее продать, а в Hewlett-Packard всем ясно, спешить ли со сборкой новых устройств.
Полагаю, спрос на акции новой публичной компании 12 октября будет столь же ажиотажным, как и на ее софт: Anaplan планирует разместить ценные бумаги на $303 млн на бирже NYSE (тикер PLAN).
Технологическое преимущество
Сервис Anaplan в целом аналогичен тем, что десятилетиями предлагают SAP и Oracle, но ни одно из его решений не требует установки на серверах клиента. Облачные сервисы дают любые мощности, но часто обладают ограниченной пропускной способностью, а для бизнес-планирования необходимо обрабатывать огромные данные, поэтому долгое время большие компании могли полагаться только на собственные серверы с установленным программным обеспечением. Однако применение фирменных технологий HyperBlock и Living Blueprint позволило Anaplan загружать все обработанные данные в оперативную память серверов, а также эффективно проводить изменения, автоматически изменяя все значения, описывающие состояние бизнеса компании, при изменении одного из них. В результате получается мощный инструмент для работы крупных компаний, который в ряде случаев работает быстрее, чем инструменты от крупных компаний.
Традиционно облачный сервис позволяет заказчику широко масштабировать свой тарифный план в Anaplan: начать с перехода из Excel в продукт стартапа, а заканчивать расчетами для масштабов бизнеса, для которого обычно используется Microsoft Dynamics.
Хотя сами по себе вычисления в памяти или in-memory computing — известная технология, но на свои методы расчетов Anaplan имеет несколько патентов, которые действуют до 2030 и 2034 годов, — это одно из конкурентных преимуществ стартапа, из-за которого крупные корпорации не могут быстро повторить ее подход.
Один из патентов защищает права на технологию навигации по визуализациям бизнес-планов. В отличие от Excel облачный сервис позволяет легко увеличить, перевернуть, передвинуть и скопировать график со всеми необходимыми ссылками, не потеряв ни одной связи и быстро посмотрев, что означает тот или иной термин в пользовательском словаре по продукту. Другая запатентованная технология создает и обновляет взаимосвязи между параметрами модели и ее финансовыми результатами в режиме реального времени. Третья позволяет представить большие данные в виде нескольких узлов, между которыми есть взаимосвязь, и обновлять всю модель по щелчку мыши.
Клиенты
Успех Anaplan основан на необычной для облачного сервиса популярности среди крупных международных компаний. Средний размер контракта у этого стартапа — более $200 000, в то время как у ближайших конкурентов из Adaptive Insights — $27 000. Но, по расчетам стартапа, аналогичные услуги от традиционных компаний типа Microsoft обходились бы для корпораций размера HP (сотни тысяч сотрудников) в десятки миллионов долларов. Поэтому цена — еще одно важное преимущество стартапа. Правда, текущая ценовая политика имеет и обратную сторону — компания до сих пор не вышла на прибыль, привлекая на развитие средства инвесторов, а теперь — решив выйти на биржу. Это один из факторов, который показывает, что компанию скорее всего ждет слияние со стратегическим инвестором. Вероятно, одним из текущих крупных клиентов.
Если брать компании, которые ближе Anaplan по размерам, то это Adaptive Insights. Перед поглощением последняя имела 3800 клиентов, но почти ни одного известного имени, кроме CarGurus, в то время как сейчас среди 949 клиентов Anaplan такие известные имена, как Coca-Cola, HP, Adobe, PwC. Когда вы покупаете что-то в «Рольфе», Invitro или «Медси», ваш заказ также обрабатывается в Anaplan.
Текущая капитализация Anaplan по итогам pre-IPO составляет $1,83—$2,11 млрд, или примерно 10,5 годовых выручек. Стартапу еще предстоит подтвердить свою оценку стоимости, но о потенциале роста бумаг Anaplan говорят те $1,55 млрд, которые фирма Workday выложила за его конкурента — Adaptive Insights.