Китай нам поможет: Alibaba, Mail.ru и «Мегафон» объединяют силы
Alibaba Group, «Мегафон», Mail.Ru Group и РФПИ заявили на Владивостокском экономическом форуме о заключении стратегического партнерства. Они планируют к первому кварталу 2019 года закрыть сделку по созданию совместного предприятия AliExpress Russia, которое будет осуществлять сотрудничество корпораций «во всех сегментах электронной коммерции, в том числе в трансграничном и локальном маркетплейсах, а также собственных прямых продажах».
«Партнерство с глобальным лидером в области электронной коммерции будет иметь большое значение для цифровой трансформации российской экономики. Альянсы между крупными игроками становятся трендом на рынке электронной коммерции. А учитывая, что это партнёрство с китайской компанией, я уверен в большом потенциале сделки для укрепления российско-китайских деловых связей. В России у рынка электронной коммерции огромный потенциал. Кроме того, перед российскими производителями откроются новые возможности по выходу на новые рынки», — прокомментировал сделку совладелец Mail.ru Group и «Мегафона» Алишер Усманов.
Структура сделки
После закрытия сделки и ее согласования всеми участниками СП партнеры станут владельцами AliExpress Russia в следующий долях: 48% получит Alibaba Group, а 52% — российские партнеры: «Мегафон» (24%), Mail.Ru Group (15%) и РФПИ (13%). По данным источника «Ведомостей», РФПИ вложит $300 млн в сделку, поэтому всю ее можно оценить в $2,5 млрд.
Стороны объединят как активы, так и кадры и экспертизу. В частности:
— бизнес AliExpress в России станет частью нового совместного предприятия, которое будет включать в себя локальные и трансграничные операционные активы Alibaba Group в России, включая международную платформу электронной коммерции AliExpress и российскую B2C-площадку Tmall. Также Alibaba Group будет инвестировать финансы в поддержание деятельности СП.
— РФПИ инвестирует капитал.
— «Мегафон» продаст Alibaba Group свою долю в 10% в Mail.Ru Group в обмен на 24% доли в AliExpress Russia.
— Mail.Ru Group передаст СП свой бизнес электронной коммерции Pandao, денежные средства, а также дистрибуцию через продукты Mail.Ru Group. Также AliExpress Russia и Mail.Ru Group будут обмениваться трафиком и продуктовыми инициативами.
Таким образом российские компании получат доступ к платформе для электронной торговли, а китайская компания получит доступ к более чем 100 млн пользователей российских компаний. Одно из будущих направлений работы — совместное инвестирование в новые бизнесы, в частности, FoodTech (доставка еды и другие сервисы).
PR-директор российского AliExpress Антон Пантелеев уточнил, что торговлю планируется осуществлять по текущим правилам. Так, все китайские товары B2C-сервиса Tmall (он тоже войдет в сделку) получают сертификацию по российским стандартам, а в маркетплейсе AliExpress она не обязательна (фактически это торговля между частными лицами).
Симметричны ли условия
Президент DIY-ассоциации и управляющий партнер ГК «220 Вольт» Алексей Федоров считает, что эта сделка в первую очередь нужна Alibaba: «Россия для них — самый большой рынок, поэтому им нужны тут свои склады и инфраструктура». Он отмечает, если РФПИ вносит $300 млн за долю в 13%, то общая стоимость проекта оценивается в $2,5 млрд — это самая большая инвестиция на российском рынке. По размерам она обгоняет проект Сбербанка и «Яндекс.Маркета», в который стороны вложили $1 млрд.
Конкуренция с «Яндексом». Интерес Mail.ru Федоров видит в возможности вернуться к полноправной конкуренции с «Яндексом», так как собственные торговые интернет-платформы Mail.ru «не взлетели». Кроме того, сделка позволит монетизировать колоссальный актив в виде пользовательских данных, объем которых сравним с имеющимся у Сбербанка.
Дружба с Китаем. Важным государственным аспектом этой сделки могло быть укрепление сотрудничества с Поднебесной. «Полагаю, это решение было принято на самом высоком уровне с согласия администрации президента РФ, потому что в мире, где у России остается все меньше и меньше друзей, мы стараемся укреплять дружбу с Китаем. Таким образом, Алишер Усманов продолжает выполнять задачу правительства по консолидации всего [российского] интернета», — заключает Федоров.
Наблюдатели на рынке также отмечают, что после создания СП Алишер Усманов, владеющий «Мегафоном» и Mail.ru Group, может выполнять лоббирующую роль. Хотя оборот товаров с Китаем сейчас велик, но постоянные планы по снижению порога беспошлинного ввоза тревожат зарубежных контрагентов. Введение пошлин на посылки любого размера снизит кросс-граничные закупки, а доля российских структур в новом СП снизит вероятность принятия этих налоговых мер.
Имиджевая часть. Для «Мегафона» это решение, возможно, и не очень важно стратегически, но позволяет решать имиджевые цели. «Всему российскому истеблишменту хочется постоять рядом с Джеком Ма», — добавляет президент DIY-ассоциации.
Расчет на рост рынка. Генеральный директор eBay в России и на развивающихся рынках Европы Илья Кретов считает, что сделка скорее выгодна российской стороне: «Кому из создателей наиболее выгодна эта сделка, можно судить по долям в составе будущего СП. Но с ее помощью каждый из участников добивается поставленной цели: кто-то получает доступ к трафику покупателей, кто-то — диверсификацию портфеля и партнерство вместо заведомо сложной конкуренции».
Он добавляет, что сделка положительно повлияет на развитие российского рынка: «Электронная коммерция в России все еще находится на этапе становления. В ближайшие годы, при благоприятном стечении обстоятельств, объем этого рынка может вырасти до 8-10 раз. Появление нового игрока, особенно учитывая финансовый и административный ресурсы его учредителей, приведет к изменениям на всем внутреннем рынке e-commerce».
Гендиректор российского офиса eBay считает, что создаваемое СП станет драйвером конкуренции между игроками, что пойдет на пользу конечным потребителям. Кроме того, работа новой компании приведет к дальнейшему развитию логистической инфраструктуры, что положительно отразится как на импорте, так и на экспорте из нашей страны через интернет.