20 марта Telegram проиграл ФСБ в Верховном суде по делу о нелегитимности приказа спецслужб предоставить ключи шифрования переписки пользователей. Основатель Telegram Павел Дуров неоднократно отмечал, что этот приказ противоречит Конституции России, но представители ФСБ аргументировали свое требование тем, что «информация, необходимая для декодирования сообщений, не охраняется Конституцией».
Вчера Роскомнадзор уведомил компанию, что мессенджер обязан выполнить требования суда в течение 15 дней и передать ФСБ ключи шифрования. Павел Дуров, в свою очередь, ответил на это в твиттере: «Угрозы блокировать Telegram, если он не откажется от приватности данных своих пользователей, не принесут плодов. Telegram будет поддерживать свободу и неприкосновенность частной жизни».
О возможности такого развития событий Forbes писал еще накануне, 19 марта. Теперь через 15 дней Роскомнадзор должен будет уведомить суд о неисполнении закона, после чего Telegram будет подавать апелляцию на решение Верховного суда. «Речь идет не об абстрактном контроле. <...> Это как пароль на телефоне, который дает доступ ко всей переписке пользователя, — подчеркнул на суде представляющий Telegram адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев. — Утверждение ФСБ о том, что ключи шифрования не могут считаться частной информацией, защищенной Конституцией, является хитростью. Это все равно что сказать: «У меня есть пароль от вашей почты, но я ее не контролирую, у меня просто есть такая возможность».
У ФСБ никто и никогда не выигрывал в суде. Из заявлений Дурова ясно, что отдавать ключи он не собирается, но альтернативных вариантов у него немного.
Почему Дуров не может отдать ключи?
Эксперты полагают, что у Telegram нет такой технической возможности, так как используемые коды шифрования постоянно автоматически меняются. Дело в том, что в протоколе мессенджера MtProto 2.0 используется функция Perfect Forward Secrecy, что предполагает постоянное автоматическое обновление ключей шифрования. То есть даже если ФСБ получит доступ к трафику мессенджера, расшифровать его не получится без актуальных ключей, а сами ключи могут поменяться до того, как база данных успеет их сгрузить и отправить спецслужбам. Сам Дуров лишь косвенно упоминал, что требование не реализуемо технически, но в судебном иске, который рассматривался вчера, этот аргумент не был указан.
Почему Дуров не хочет отдавать ключи?
Основатель Telegram неоднократно высказывал жесткую позицию по поводу отношений со спецслужбами и утверждал, что выступает за свободу переписки, гарантированной 23 статьей Конституции России. По мнению источника Forbes, близкого к Дурову, Россия в качестве рынка ему не интересна, и он позиционирует Telegram как международный мессенджер.
Более того, Facebook и Google уже проверили на прочность решения Роскомнадзора: компании демонстративно нарушает закон о хранении данных российских пользователей за пределами России, но их не блокируют, отмечает управляющий партнер компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов.
Роскомнадзор мог заблокировать мессенджер на территории России по решению суда уже 28 декабря, но это решение не вступило в силу, а компания отделалась штрафом за отказ подчиниться требованиям ФСБ в 800 000 рублей. Не факт, что заблокируют и в этот раз: аудитория мессенджера слишком большая, чтобы такое решение прошло незаметно для общественности.
Почему Дуров может делать вид, что не хочет отдавать ключи?
Во-первых, это обеспечивает ему эффектный пиар, особенно в глазах запада: блокировка крупного мессенджера в России привлечет к нему внимание мировых СМИ, а затем и иностранные инвестиции. Это важно, поскольку в феврале прошло ICO нового криптовалютного проекта Дурова TON, запуск которого запланирован на 2019 год. В проект уже вложились российские бизнесмены — основатель «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили и основатель и генеральный директор QIWI Сергей Солонин.
О решении суда уже написали ведущие информационные агентства — Bloomberg, Washington Post и The Verge. Французские власти и испанская полиция заявляли, что террористы в их странах отправляли подозрительные сообщения в Telegram непосредственно перед совершением преступлений, отмечает также Washington Post. На фоне выборов история с ФСБ может сделать Дурова жертвой политического режима в глазах западных государств или, наоборот, послужить примером активных действий в отношении мессенджера для других стран.
Может ли Дуров отдать ключи тайно?
Публично отдать ключи без потери имиджа он не сможет. Но если у Telegram действительно есть техническая возможность отдать ключи, а весь этот шум — эффектная пиар-кампания, то в итоге мессенджер в России могут действительно ненадолго заблокировать. Такую версию развития событий предполагают даже источники Forbes, близкие к самому Дурову: несмотря на официальные заявления основателя компании, мы можем не узнать, будет ли он сотрудничать с ФСБ на самом деле или нет.
Что будет, если Дуров в итоге не отдаст ключи?
Дуров давно был готов к блокировке и утверждал, что его не пугает запрет мессенджера в одной отдельно взятой стране. Если Telegram будет действительно заблокирован, то новые пользователи не смогут скачать приложение из AppStore или Google Play, а старые смогут пользоваться приложением до тех пор, пока не выйдет обновление, несовместимое с устаревшей версией. Тем не менее, запрет можно будет обойти так же, как и запреты в отношении других, запрещенных Роскомнадзором, сайтов — через прокси-сервера или приложения-анонимайзеры VPN.