Вслед за Facebook интернет-великан Google обратил свою волшебную рекламную палочку в сторону криптовалют и ряда других финансовых продуктов. Абракадабра, и уже в июне 2018 года реклама бинарных опционов, криптовалют, валютных бирж и контрактов на разницу цен (CFD) в сервисах Google окажется под запретом. Зачем Google наложил заклятие на крипторекламу и как сообщество реагирует на подобные трюки?
Вооружение предупреждением
«Нерегулируемые или спекулятивные финансовые продукты» — так обозначило руководство Google перечень не подлежащих рекламе категорий. На прямой вопрос о причине внесения изменений в рекламную политику AdWords в отношении финансовых продуктов в пресс-службе «Google Россия» мне ответили:
«Это связано с тем, что в последнее время мы наблюдаем появление новых сложных финансовых продуктов и считаем необходимым ввести дополнительные меры по защите пользователей».
В сложившейся ситуации, несомненно, Google, как и Facebook чуть ранее, в равной степени защищают и пользователей, и себя. Ограничения на рекламу — это своего рода превентивные меры, которые корпорации используют в качестве «волшебного щита» от регуляторов. В случае обнаружения мошеннических схем или прямого нарушения законодательства надзирающие органы и регуляторы могут прийти и наказать, и рекламную площадку в том числе.
На данный момент как блокчейн-проекты и ICO, так и площадки вроде Google и Facebook вынуждены лавировать в отсутствие определенной, адекватной законодательной базы. Фактически у нас сегодня нет ни закона, ни конкретных запретов от регуляторов. Ни на международном уровне, ни тем более в России. Юридических обоснований на запрет финансовых инструментов просто не существует. Оттого интернет-великаны и вынуждены ориентироваться в сумраке и защищать и свою спину, и своих пользователей.
Стоит заметить, что под запрет попадают не только криптовалютные проекты — ранее в истории запрещались и форекс-брокеры, и фармацевтические компании, и азартные игры. Рекламщики Google с настороженностью относятся и к реабилитационным центрам, предлагающим лечение от разного рода зависимостей.
С другой стороны, не все гиганты выбирают осторожную стратегию защиты. Например, с недавних пор за размещение рекламы на всех проектах такого весомого игрока, как Mail.Ru Group, и в партнерской сети компании можно заплатить в биткоинах или же Bitcoin Cash (BCH). Хозяева сетевых площадок смогут и получать доход в криптовалюте. О возможности внедрения биткоина в свою платежную сеть объявил Amazon — по неофициальным данным сервис может создать собственную криптовалюту и выйдет на блокчейн-рынок.
Пуля дырочку найдет
Что же до сообщества, то с выводом Google из набора инструментов крипторекламщика ситуация не станет плачевной. Упомянутая мной неопределенность в законодательной области здесь — в своем роде выгодный сумрак. Стандартные зарубежные площадки ограничивают возможность размещать рекламу определенного характера, и все начинают искать новые возможности. И, разумеется, находят. Подключают CPA-агрегаторы, создают свои СМИ и каналы, размещаются на специализированных криптомедиаплощадках, делают свои видеоканалы и так далее. Кстати, согласно вышеупомянутому ответу пресс-службы Google, рекламные ограничения в некоторой степени затронут и YouTube.
С тех пор как Facebook ввел запрет на рекламу ICO, у маркетологов лишь стало на один инструмент меньше. Проекты все так же проводятся, деньги собираются, жизнь маркетологов, и без того непростая, усложняется. Так же и запрет на крипторекламу на площадках Google не смертелен и не убьет на корню рекламу в индустрии. Наоборот, может стать весьма полезным скам-фильтром для быстро и мощно развивающейся криптоэкономики.