К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Верная ставка: как выбрать высокотехнологичные стартапы для инвестиций

Фото David Paul Morris / Bloomberg via Getty Images
Фото David Paul Morris / Bloomberg via Getty Images
Президент одного из самых успешных акселераторов Y Combinator рассказал, какими правилами необходимо руководствоваться начинающим инвесторам, чтобы не совершить ошибок

Известный акселератор стартапов Y Combinator, взрастивший reddit, Dropbox, Airbnb и другие компании, устроил курс лекций для инвесторов в технологические компании. Всего фонд YC инвестировал в примерно 1700 компаний, 5 из них представляют в сумме 2/3 оценочной стоимости, одна компания — остальное. Первую лекцию провел руководитель организации.

Президент Y Combinator Сэм Альтман заявил, что для него главная ценность инвестирования в возможности быть окруженным самыми талантливыми людьми в мире, а также формировать своим вкладом будущее. Однако, многие начинающие инвесторы, по его мнению, допускают пару типичных ошибок.

Мнение других инвесторов. Альтман вспоминает, что слишком волновался, что подумают другие. Он рекомендует избавиться от этого чувства, так как это одна из самых частых ошибок инвесторов на начальном этапе. В результате человек полностью отдает свое решение на аутсорс: «Около 80% инвесторов вкладывают, полагаясь  на мнение других, и поэтому все галопом бегут инвестировать в одну компанию только из-за того, что несколько человек так решили».

 

Коэффициент провала. Хотя большинство инвесторов обсуждают долю успешных стартапов, Альтман считает в корне неверным прикидывать допустимый процент неудач.

 

«Первый вопрос, который стоит задать себе при встрече со стартапом, не «почему ничего не получится?» и не «почему и что может пойти не так?», а насколько большой будет компания, если все получится», — убеждает Альтман.

Где искать стартапы?

Для поиска стартапов Альтман предлагает простые правила. Если инвестор только начинает, лучшим способом будет помогать основателям безвозмездно: «Люди помнят хорошее. Это со временем создает поток рекомендаций».

Второе правило — серьезное отношение ко всем входящим письмам от основателей, даже к тем, у кого нет личного бренда, связей и репутации: «Будьте открытыми ко встрече со всеми».

 

Альтман объясняет такой подход тем, что большинство компаний находится вне зоны видимости и круга связей. Они не особо известны, не получают достаточно внимания от СМИ. Например, его фонд в основном инвестирует в ребят, рекомендованных выпускниками. Лучший способ попасть в нужный акселератор — поискать команды, прошедшие там программу.

Сам YC максимально вовлекает основателей портфельных компаний для рекомендации новых стартапов. По мнению Альтмана, подобная открытость является одним из секретов фонда для увеличения воронки, потому что сейчас труднее найти хороший стартап, чем деньги для него.

При этом в YC предпочтение отдается командам, у которых есть хотя бы один технарь, а также командам как минимум с двумя основателями. Но это не является истиной в последней инстанции. Всегда есть исключения.

Думайте о своем имидже. Занимаясь выбиванием последних денег у умирающего стартапа вы портите себе репутацию. Когда будете инвестировать в следующий раз, основатели скорее всего будут знать, что с вами при плохом раскладе будет очень тяжко. Сейчас основатели выбирают инвесторов, а не наоборот.

Хорошее отношение и ощущение того, что с вами легко и приятно работать, запоминается на долгие годы и привлекает больше стартапов.

 

«Самые лучшие инвестиции, которые я когда-либо делал, были очень странными сделками, потому что никто другой не хотел инвестировать или сделка была невероятно дорогой», — признается Альтман. Он добавляет, что чем больше казалась переплата, тем лучше все выходило в итоге.

В кого инвестировать

Альтман считает, что не стоит смотреть на текущий размер компании. Правильная оценка капитализация компании, исходя из выручки, случается через 10-11 или даже 12 лет. Он принимал во внимание любые стартапы, которые, как ему казалось, могут стать компанией c капитализацией в $10 млрд. И это настолько жесткий принцип, что других правил не существует. Безразличны стадии, безразличны сектора и пригодна любая бизнес-модель.

В отличие от многих венчурных инвесторов, Сэм Альтман благожелательно относится к криптопроектам. Он считает, что сейчас проводятся важнейшие ICO, но их роль сильно принижается некомпетентными и мошенническими проектами.

При этом основателям стоит учесть, что создать компанию со сложной бизнес моделью проще, чем с простой. Тысячное простое приложение для обмена фото конкурирует с 999 предыдущими. Но если создается компания по  термоядерному синтезу, люди сами придут и захотят помогать бесплатно, чтобы стать частью команды.

 

При этом Альтман призывает помнить о том, что самые хорошие идеи сначала кажутся плохими. Если вы думаете о вложениях в очередной фотопроект, стоит присмотреться к нему, что ему позволяет выжить.

С талантами работать сложно. Но необходимо. Надо привлекать сотни талантливых людей, которые вполне могли бы создавать свои собственные компании. В любом случае скорость проверки гипотез и переход к следующей итерации сильно коррелирует с успехом. Идеи надо реализовать быстро.

Размер рынка в настоящий момент — ошибочный критерий, по мнению Альтмана. Стоит беспокоиться о размере рынка через 10 лет, это хорошо показывает история с Uber. Они начинали с крошечного сервиса с корпоративными авто. Когда люди стали пользоваться поездками не только на заказанных машинах, но и на такси, размер рынка вырос до небес.

С другой стороны очень большой рынок означает только одно — огромную и растущую конкуренцию. Стоит отдать предпочтение маленькому рынку, который очень быстро растет.

 

Когда выбираете основателей, делайте ставку на тех, которым готовы уделять много времени. Если вы этого не хотите или с основателем трудно работать — это красный флаг и большой минус стартапу.

Выбор основателей

Для выбора основателей Сэм Альтман ориентируется на одержимость, фокус, бережливость и любовь —  принципы, которые выработал другой американский предприниматель Пол Грэм. Например, в фонде проводился эксперимент, когда инвестиции были даны 20 командам с действительно сильными основателями, у которых не было идей. Все не справились. Вывод: сильные основатели всегда должны генерировать идеи.

Общение — самая важная часть работы основателя. Это и поиск команды, и продажи, и другое. Нет общения — нет ничего. С другой стороны, когда основатель приходит к вам на первую встречу, в корне неверно сравнивать его с Брайаном из Airbnb. Сравнение на 100% будет не в его пользу. Стоит смотреть то, как умеет расти сам основатель.

Есть много людей, которые хотят быстро разбогатеть. Запуск стартапа становится трендом в построении карьеры для амбициозных людей, но это не работает в венчурном бизнесе, потому что построение компании часто занимает 10 лет и более.

 

Также стоит опасаться стартап-тусовщиков. Людей, которые хотят просто быть в теме, ходить на вечеринки и рассказывать всем: «Вау, я — основатель чего-то там».

Альтман советует фокусироваться на исключительных основателей. Видя которого, другие люди думают: «Офигеть, хочу работать на этого человека». При этом они не ставят единственной своей целью заработать много денег: «Я ни разу не заработал много денег, инвестируя в основателя, о котором думал подобным образом, хотя их бизнес очень хорош», — предупреждает Альтман.

Какую пользу могут принести инвесторы стартапам? Самое первое — это помощь с наймом, с поиском  действительно талантливых людей. Помогайте проводить собеседования, предлагайте свою помощь в любое время. «Открытость для телефонного звонка даже в поздний вечер пятницы важна для стартапа», — заключает Альтман.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+