К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

Космический триумф Илона Маска: кому нужна сверхтяжелая ракета Falcon Heavy

Фото SpaceX
Фото SpaceX
Ракета Falcon Heavy везет кабриолет Tesla в космос. Траектория немного изменена, поэтому первый космический автомобиль движется в сторону пояса астероидов между Марсом и Юпитером. Но какой будет судьба ракет SpaceX в дальнейшем?

Самая мощная на данный момент ракета Falcon Heavy стартовала 6 февраля (23:45 мск) с космодрома на мысе Канаверал. Компания SpaceX вела прямую трансляцию запуска. Какие достижения удалось перекрыть этим запуском, и какие проблемы ждут новую ракету.

Запуск прошел в целом успешно, однако не все цели были достигнуты. Например, полезная нагрузка — красный кабриолет Tesla Илона Маска — был успешно выведен на полетную траекторию и отправился в дальний космос под песню Space Oddity Дэвида Боуи. Первоначально планировалось, что она достигнет орбиты Марса, но позднее Илон Маск сообщил в своем твиттере, что траектория полета уводит Falcon Heavy в сторону пояса астероидов между Красной планетой и Юпитером.

 

Планировалось, что все три первые ступени будут посажены на Землю, что позволит их использовать в дальнейшем, однако центральный разгонный блок (работавший дольше боковых) не смог удачно сесть на морскую платформу «Of Course I Still Love You» в Атлантическом океане. В целом все эти мелочи незначительны, так как это первый в истории старт сверхтяжелой ракеты SpaceX. При этом Илон Маск имел наглость уже в первом испытательном пуске использовать три ранее использованные первые ступени.

 

Достижения

Глава космической компании ранее высказывал опасения, что ракета может взорваться на старте, однако успешный старт показал, что человечество научилось даже новые проекты запускать с первого раза. Справедливости ради отметим, что первые запуски «Сатурна-5» и «Энергии» также прошли успешно. Из сверхтяжелых ракет неудачным стал первый пуск только для советской лунной ракеты «Н-1», но ее и в дальнейшем инженеры не смогли заставить летать.

Falcon Heavy — самая грузоподъемная ракета на данный момент — она может вывести на низкую околоземную орбиту 64 т груза, а к Марсу — 17 т. До ее запуска самой мощной ракетой была американская же Delta IV Heavy, выводящая 28 т на околоземную орбиту. В XX веке летали более грузоподъемные сверхтяжелые ракеты-носители: американская «Сатурн-5» и российская «Энергия», однако их выпуск был прекращен.

Новая ракета обладает низкой стоимостью килограмма груза, выводимого на орбиту. Ее запуск оценивается в $90 млн, что дает стоимость килограмма выводимого на околоземную орбиту груза в $1500, теоретически это вдвое меньше текущих расценок. Также она может доставлять объекты на окололунную и марсианскую орбиты в разы дешевле сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System), которую альянс ULA разрабатывает для марсианской программы NASA: старт ракеты, выводящей 70 т на околоземную орбиту по оценкам экспертов обойдется примерно в $1 млрд, а первый старт запланирован только на конец 2019 года.

 

Ранее Илон Маск обещал первый старт Falcon Heavy в 2017 году, а уже в 2018 планировал отправить первых космических туристов вокруг Луны. Хотя планы немного сдвинулись, Falcon Heavy уже в ближайшее время дает возможность отправить людей на окололунную орбиту.

И проблемы

При всех достоинствах Falcon Heavy (FH), для нее практически нет целей. В отличии от SLS, которая имеет более мощные модификации, FH — это венец эволюции линейки ракет Falcon. Или тупик, как удобнее называть. Следующее повышение грузоподъемности и снижение стоимости перевозки грузов Илон Маск обещал в другой модели ракеты-носителя — BFR.

Текущая же версия Falcon Heavy действительно самая мощная, только целей для нее... практически нет. Delta IV Heavy, у которой FH перехватила звание самой мощной из действующих, совершала в год 2-4 запуска, так как большинство спутников и зондов можно вывести менее мощными, зато гораздо более дешевыми «Протон-М», Falcon 9 и другими носителями. Вероятность появления более тяжелых спутников пока мала.

Falcon Heavy способна выводить грузы на окололунную орбиту, но ее грузоподъемности недостаточно, чтобы доставить людей на Луну (и тем более Марс). А аппараты можно доставить менее мощными ракетами. Правда тут есть первая надежда для FH. США и Россия планируют построить орбитальную лунную станцию DSG. Хотя модули к ней потенциально способны доставлять и ранее существовавшие ракеты, но FH сможет доставить их больше за раз.

Наконец, возможность выводить на орбиту спутники тяжелее 30 т потенциально дает возможность создать такие аппараты, поэкспериментировать с массовыми запусками спутников, а если люди высадятся на Луне и Марсе, то Falcon Heavy может послужить дешевой рабочей лошадкой для доставки им воздуха, продовольствия и прочих жизненно необходимых грузов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+