Кто станет следующей Apple: 10 стартапов, к которым стоит присмотреться в 2018 году
Объем венчурных инвестиций в стартапы в 2017 году достиг нового рекорда — $148 млрд. Четыре десятка стартапов впервые вошли в «клуб единорогов» — получили оценку выше $1 млрд. При этом число венчурных сделок снизилось, а значит, фонды стали более избирательно относиться к вложениям. Некоторые бизнесы предпочли вообще не обращаться к венчуру, а попытать удачу в одном из главных трендов 2017 года — ICO.
Меньше IPO, больше ярких стартап-историй из Европы и Китая, более строгие требования к обоснованию оценки компании — главные прогнозы венчурного рынка на 2018 год. Ниже выбрана десятка стартапов с венчурным финансированием, за которыми стоит понаблюдать. Виртуальная и дополненная реальность (VR и AR), технологии искусственного интеллекта, криптовалюты и традиционный финтех, биотехнологии и беспилотные автомобили — сферы, где работают самые интересные компании 2018 года.
Xiaomi, разработчик мобильных устройств и ПО (Китай)
«Китайская Apple» — производитель устройств из Пекина получил такое прозвище еще в 2014 году, в основном из-за очень похожих на iPhone смартфонов и резкого ажиотажа вокруг устройств. В том же году Xiaomi привлекла свой последний венчурный раунд – на $1,1 млрд, в котором поучаствовал DST Global Юрия Мильнера.
Сейчас пыль вокруг Xiaomi слегка осела: компания занимает 14% домашнего рынка, уступая Huawei, Oppo и Vivo. Однако амбициозные планы Xiaomi на 2018 год вновь привлекли внимание инвесторов.
По данным Business Insider, компания начала отбор банков-организаторов IPO, по результатам которого может получить оценку в $100 млрд. В июле капитализация Xiaomi оценивалась в 45 млрд — между двумя последними раундами она выросла на 200%. Успеху IPO могут поспособствовать финансовые показатели — по данным Reuters, выручка Xiaomi за 2017 год может оказаться на 18% выше прогноза, чистая прибыль — превысить $1 млрд, а по итогам текущего года — удвоиться.
23andme, биотехнологии (США)
Еще один претендент на IPO, биотех-компания 23andme оценивалась в сентябре в $1,5 млрд. Стартап, основанный Энн Вожицки — бывшей женой сооснователя Google Сергея Брина, сейчас имеет два источника дохода. Во-первых, компания продала более 2 млн тестов ДНК для выявления предрасположенности к заболеваниям. Во-вторых, собранные данные тестов 23andme продает исследовательским институтам. Будет интересно посмотреть, сможет ли компания развить третье направление монетизации — разработку собственных лекарств.
Magic Leap, разработчик AR и VR решений (США)
Компания Magic Leap, которой три года секретных разработок не помешали заполучить в число инвесторов Google и Alibaba, также привлекла крупнейший раунд инвестиций четвертого квартала 2017 года – $500 млн. Но главное, что стартап наконец-то показал в декабре прототип системы дополненной реальности.
Хотя об IPO компании-«единорога» с оценкой в $6 млрд говорить еще рано, самое интересное ожидается именно в этом году, когда начнутся поставки продукта Magic Leap One — если, конечно, Magic Leap снова не сдвинет сроки.
Niantic, AR-разработчик (США)
Разработчик сверхпопулярной AR-игры Pokemon Go рисковал остаться компанией одного приложения. Однако спустя два года Niantic попытается повторить успех – в ноябре компания привлекла $200 млн инвестиций и планирует запуск игры Wizards Unite по мотивам «Гарри Поттера». Наблюдать и за тем, как Хогвартс будет выглядеть в AR, и за тем, сможет ли новая игра каннибализировать аудиторию Pokemon Go, по меньшей мере любопытно.
Telegram, мессенджер (международная команда)
Не утихают слухи вокруг ICO Telegram — зарегистрированного в Великобритании сервиса Павла Дурова, небольшая команда которого сейчас базируется в Дубае. По данным TechCrunch, продажа токенов Gram проекта Telegram Open Network (TON) ориентируется на сбор количества криптовалюты, эквивалентной $1,2 млрд, — это будет рекорд на крипторынке, более чем в 4 раза выше текущего лидера FileCoin, собравшего $257 млн.
Исходя из White Paper проекта, Telegram хочет создать собственную блокчейн-платформу, конкурента Bitcoin и Ethereum. Но с более высокой пропускной способностью: сейчас некоторые транзакции занимают недели, тогда как TON обещает скорость, сравнимую с платежами по картам Visa или Mastercard. Возможно, наиболее важен тот факт, что уже в первом квартале 2018 года мессенджер может перешагнуть отметку в 200 млн активных пользователей, которые создадут критическую массу для масштабирования криптовалюты и построения на ней новой инфраструктуры — стоит лишь представить себе аналог WeChat на крипте.
Coinbase, криптовалютная биржа (США)
Платформа для купли-продажи криптовалют Coinbase — одна из главных историй успеха на крипторынке в 2017 году. С оценкой в $1,6 млрд по данным на август, Coinbase стала первым биткоин-«единорогом». Интересно, что один из лидеров крипторынка выбрал путь не ICO, а обычного венчурного финансирования — среди его инвесторов фонды Institutional Venture Partners, Spark Capital, Greylock Partners, Andreessen Horowitz и другие.
В то же время, как и многие быстро взлетевшие компании, биржа столкнулась с проблемами роста. В декабре Coinbase ушла офлайн из-за резкого наплыва новых пользователей, а позже владельцы криптовалют жаловались на долгий процесс рассмотрения новых аккаунтов. Конечно, от сбоев не застрахованы и такие традиционные площадки, как Nasdaq. Однако по мере того, как торговля криптовалютами становится массовой, требования к площадкам будут расти. Поэтому стоит понаблюдать, сможет ли Coinbase оправдать свое лидерство стабильным сервисом или уступит более надежным площадкам.
Transferwise, сервис международных валютных переводов (Великобритания)
Венчурные инвесторы уже не первый год смотрят за пределы Кремниевой долины. Да и финтех-сегмент жив не одними криптовалютами. Сервис Transferwise из Лондона — центра глобальной финансовой индустрии — бросил вызов главным институтам этой индустрии: банкам. Компания с оценкой в $1,6 млрд работает над снижением тарифов за международные валютные переводы, среди инвесторов — Ричард Брэнсон и Питер Тиль, а в начале ноября привлекла новый раунд на $280 млн.
Почему за стартапом стоит последить именно сейчас: у Transferwise появились новые конкуренты в лице криптовалютных кошельков, а значит, появился дополнительный стимул к продуктовым инновациям. На прошлой неделе Transferwise начал запуск нового продукта — международного аккаунта с дебетовыми картами Mastercard, поддержкой до 28 валют и конвертацией по курсу, который пользователи «видят в Google».
DocuSign, сервис цифровой верификации документов (США)
DocuSign, платформа цифровых контрактов, также планирует провести IPO в 2018 году. Компания последний раз привлекала венчурные инвестиции еще в 2015 году при оценке в $3 млрд, уже вышла на прибыльный уровень и сейчас, по словам аналитиков, вполне готова либо к публичному размещению, либо к продаже.
С точки зрения продукта интересно еще и то, как DocuSign будет конкурировать со смарт-контрактами на блокчейне и какой будет стратегия компании в 2018 году при новом CEO Дэне Спрингере.
Bytedance, AI-медиасервис (Китай)
В то время как устройства китайских производителей уже завоевали международный рынок, интернет-сервисы (за исключением, пожалуй, Aliexpress) пока не освоены пользователями за пределами Китая. Тем интереснее, когда китайский стартап ставит амбициозные планы выхода на мировой, и в частности, на американский рынок.
Компания Bytedance, использующая технологии искусственного интеллекта для персонализации контента, хорошо известна на внутреннем рынке Китая. Она оценивается в более чем $20 млрд и владеет новостным агрегатором Toutiao со 120 млн пользователей в день. Кроме того, Bytedance недавно приобрела мобильный видеосервис Musical.ly, который уже популярен в США, и французского конкурента-агрегатора новостей News Republic. С точки зрения бизнеса, стоит последить за международной экспансией Bytedance, а с точки зрения продукта — на ИИ-разработки: компания уже возглавила рейтинг 100 стартапов, лидирующих в AI-индустрии по версии CBI Insights, по объему инвестиций.
WayRay, разработчик технологий дополненной реальности для автомобилей (Швейцария, Россия)
На фоне «единорогов» технологического рынка швейцарский стартап с российскими корнями WayRay выглядит скромнее. На сегодняшний день компания, которая разрабатывает AR-устройства и ПО для автомобилей, привлекла $30 млн от инвесторов, включая компанию Alibaba Джека Ма, и планирует очередной раунд на $50 млн.
В ноябре WayRay выиграла гран-при конкурса Automobility LA для стартапов, разрабатывающих технологии для автомобилей. На CES-2018 компания после четырех лет разработок показала свой голографический AR-навигатор Navion и прототип развлекательно-информационной системы с дополненной реальностью для автомобилей. Если WayRay реализует планы по выпуску своего первого устройства – Navion — на рынок, то этот год может стать поворотным для компании.