Модная Россия: инвестиции в одежду позволяют изменить ее внешний вид и процесс покупки
Выходцы с постсоветского пространства осваивают рынок моды и как инвесторы, и как создатели стартапов
Инвестиции в мир
Стартап Dropel Fabrics, создающий долговечные материалы для одежды из хлопка и пряжи, получил инвестиции в $100 000 от фонда Fashion Tech Lab (FTL), основанного Мирославой Думой. Сделку Forbes подтвердили обе стороны соглашения. Оценка компании не разглашается.
Полученные инвестиции пойдут на текущие расходы, расширение бизнеса, а также привлечение в команду сотрудников мирового уровня. Также представители обеих компаний отметили, что сделка была проведена летом, с тех стартап получил инвестиции от фондов Plug & Play Ventures и Oxford Angel Fund, однако их размер, как и более ранних инвестиций остается неизвестным, за исключением сделки с FTL.
Директор по маркетингу и коммуникациям FTL Мария Сривастава сообщила Forbes, что Мирослава Дума выбрала Dropel Fabrics для инвестиций как крупнейший стартап в области экологичных материалов, обладающих водо- и грязеотталкивающими свойствами. Продукция молодой компании привлекла FTL как высокой технологичностью, так и возможностью применения в индустрии моды (в данном случае мода включает в себя одежду, обувь и аксессуары повседневного ношения, а не предметы высокой моды для выступления на подиуме). Также основатель фонда отметила опыт соонователя и гендиректора Dropel Симардева Гулати в модной идустрии, поставках, логистике и дизайне. Водозащитные и другие качества материи Dropel проверяет и помогает исследовать директор по инновациям FTL Аманда Паркес.
Симардев Гулати написал Forbes, что FTL был выбран как разделяющий ценности компании и стремящийся соединить моду и технологии.
В интервью РБК Мирослава Дума несколько неоднозначно описала отличия FTL от венчурных фондов: «FTL функционирует не как классический венчурный фонд, который наполняется деньгами и вслепую для инвесторов инвестирует их в проекты с целью скорейшего закрытия фонда и ожидания выхода из компаний, а в формате инвестиционной компании с возможностью выбора объекта инвестиций». Однако инвестиционный директор венчурного фонда Maxfield Capital Алексей Тукнов пояснил Forbes особенности такого подхода: «Данная модель более гибкая для Limited Partners, однако часто требует больше времени на закрытие сделки, что может увеличить сложность попадания в конкурентные компании, где есть несколько конкурирующих фондов и важна скорость».
И модный бизнес
Выходец с постсоветского пространства Андрей Голуб по образованию программист и первоначально уехал в Италию по приглашению НИИ искусственного интеллекта. Но там стал сооснователем и гендиректором стартапа в сфере моды ELSE Corp Srl. Главный фокус компании — проектирование и разработка технологической платформы для виртуальной розничной торговли и массовой кастомизации в индустрии моды.
Компания Голуба разработала технологическую платформу E.L.S.E. на базе облачного сервиса Microsoft Azure. API позволяет интегрировать ее в существующие информационные системы компаний, а базирование в облаке — масштабировать ресурсы в зависимости от потребностей и размера компаний-партенеров. База содержит 3D-каталог доступных для заказа продуктов: можно собрать обувь в имеющемся конструкторе и оценить имеющиеся запасы и необходимые материалы. При этом нога посетителя может быть измерена с помощью 3D-сканера, чтобы подобрать оптимальный размер.
Пользовательская часть также позволяет смоделировать обувь, а также персонализировать ее, нанеся нужный рисунок. При этом доступен просмотр трехмерного образа получившейся обуви как на планшетах c операционной системой Windows, так и в шлемах дополненной реальности Microsoft Hololens. В Первые поставки платформы E.L.S.E. были в Европе, в России они планируются в начале 2018 года.
Несмотря на футуристичность работы со шлемом дополненной реальности, отметим, что при демонстрации выявилось, что переключать пункты меню не очень удобно. Гаджет должен реагировать на жесты, но по крайней мере при первом использовании затруднительно их делать так, чтобы Hololens их исполнял с первого раза.
Интернет теснит магазины
По данным консалтингового агентства Fashion Consulting Group в России в 2016 году объем розничной продажи одежды, обуви и аксессуаров незначительно вырос на 1% до 2296 млрд рублей. При этом дорожающая аренда привела к закрытию 1230 магазинов с февраля 2016 года по февраль 2017 года. Сжатие рынка одежного ритейла происходит и в США — в 2017 году там прогнозируется закрытие более 3500 магазинов по данным Forbes.
Эксперты полагают, что снижения спроса не происходит, но клиенты переходят на онлайн-покупки. И в борьбе за потребителя выиграют те ритейлеры, которые обращают внимание на современные тренды: многие покупатели предпочитают одежду, бережно относящуюся к окружающей среде (как в случае с товарами из ткани Dropel и подобных натуральных материалов), персонализированную (рисунки или крой под клиента, как в случае с ELSE), а также при покупке онлайн важна возможность получить полное представление о товаре до его покупки, например, с помощью устройств виртуальной и дополненной реальности.