Театр одного актера: как работает один из самых успешных государственных театров Москвы

В переулке между Петровкой и Дмитровкой стоит историческое здание, построенное в конце XIX века по проекту архитектора Михаила Чичагова. С 1885 года здесь располагался крупнейший русский частный драматический театр — Театр Корша. Одним из меценатов, проспонсировавших строительство, стал московский промышленник Александр Александрович Бахрушин, который выделил 50 000 рублей. Театр зарабатывал сам: ставил в основном комедии, а заработанные на «легких» спектаклях деньги тратил на серьезные постановки. В 1925 году театр стал государственным, с 2006 года здесь работает Театр Наций, возглавляемый Евгением Мироновым. Своей труппы там нет — а это самая большая статья расходов в театрах с актерами. При этом в общих годовых доходах (800 млн рублей) бюджетное финансирование превышает 47%. На что тратят деньги?
В сентябре 2011 года Театр Наций открылся после реконструкции. На обновление здания, звукового и светового оборудования было выделено из государственного бюджета 2,23 млрд рублей.
Одной из главных премьер театрального сезона 2018/2019 стал спектакль «Иранская конференция». Постановка, в которой всего 10 героев, обошлась театру в 14 млн рублей.
В «Иранской конференции» играют худрук театра Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова и другие известные актеры. Исполнители ролей чередуются, поэтому спектакль каждый раз играется в новом составе.
Театр Наций — театр с самым маленьким закулисьем. Из служебных помещений здесь только гримерки. На фото актеры спектакля «Иранская конференция» Андрей Фомин и Авангард Леонтьев.
Зал основной сцены Театра Наций рассчитан на 552 зрителя, а малая сцена вмещает от 120 до 160 зрителей в зависимости от декораций. Стоимость билетов на «Иранскую конференцию» начинается от 300 рублей и доходит до 20 000 рублей — это самые дорогие билеты на репертуарные спектакли театра.
Самый малобюджетный спектакль последнего сезона — «Снегурочка». Он идет на сцене Нового Пространства Театра Наций. Его бюджет всего 2 млн рублей.
Мюзикл «Стиляги» обошелся театру в 43 млн рублей, а семейный мюзикл «Синяя синяя птица» имеет рекордный бюджет — 55 млн рублей.
Один из самых технически сложных спектаклей — «Гамлет. Коллаж». Из декораций на сцене только куб-трансформер, а остальное создается сложной системой видеопроекций.
Театр Наций оснащен самым современным оборудованием: здесь есть видеокомплексы, цифровые системы и диодные модули.
Театр считался передовым и при Корше: в нем было электрическое освещение, в то время как в Большом и Малом театрах все еще пользовались газовым.
В спектакле «Иранская конференция» нет декораций. Для создания сценографии была задействована сложная система проекций прямой трансляции на задник сцены.
Глитч-арт (искаженный видеоряд) играет в спектакле дополнительную смысловую нагрузку. Чем менее искренне звучат слова актера, тем сильнее помехи на проекции.
Среднемесячная зарплата руководителя Театра Наций Евгения Миронова, по данным Минкультуры, превышает 470 000 рублей.
В 2016-м на Страстном бульваре у театра появилась еще одна сцена — Новое Пространство. Там проходят экспериментальные спектакли, перформансы, литературные чтения, кинопоказы и концерты.
Художественный руководитель театрального центра им. Вс. Мейерхольда Виктор Рыжаков — приглашенный режиссер Театра Наций.
Ингеборга Дапкунайте играет на сцене Театра Наций в четырех постановках. Одна из главных ролей — в спектакле «Цирк» по мотивам одноименной советской комедии. В нем актриса исполнила роль легендарной Любови Орловой.