В феврале 2005 года менеджер рекламного агентства Young & Rubicam Майкл Гир познакомился с темноволосым, скуластым парнем, который искал гендиректора в свой новый проект. Тридцатилетний интернет-предприниматель Андрей Андреев усадил Гира за монитор, чтобы показать запущенную годом ранее электронную службу знакомств «Мамба». Число зарегистрированных в ней пользователей перевалило за миллион и каждый день увеличивалось на 7000. Андреев объяснил, что хочет продвигать «Мамбу» на Западе и для этого нужно, чтобы команда экспатов перевела ее на иностранные языки.
Эта идея так и не была реализована. В октябре 2005 года, когда количество анкет в базе «Мамбы» превысило 4,5 млн, самый популярный в России сайт знакомств был приобретен за $20 млн инвестиционным холдингом «Финам». Почти все деньги достались Андрееву, говорит основатель «Финама» Виктор Ремша.
Хотя глобализация «Мамбы» не состоялась, на мировой рынок интернет-знакомств Андреев все же вышел. В 2006 году он создал сайт Badoo.com и одноименную фирму со штаб-квартирой в Лондоне. Гир стал ее гендиректором. Сегодня аудитория Badoo — около 80 млн человек, сайт соперничает с лидером европейских бесплатных сервисов онлайн-знакомств Plentyoffish (135 млн), говорит аналитик рынка Марк Брукс из нью-йоркской Courtland Brooks. В 2007 году «Финам» купил у Андреева 10% акций Badoo, оценив всю компанию в $300 млн. По словам людей, знающих Андреева, тот готовит компанию к выходу на биржу. Ремша, увеличивший пакет «Финама» в Badoo до 20%, ничего об этом не слышал, но считает IPO вполне возможным — главное, чтобы основателя устроила цена. «Тем, кто знает Андрея, — говорит он, — ясно, что меньше чем на $1 млрд он не согласится».
Первый проект
Первый известный проект Андреева, SpyLog (в буквальном переводе с английского «журнал работы шпиона»), устроил на Западе настоящий переполох. В 2001 году многие американские пользователи, заглянув в историю своих браузеров, обнаружили, что их компьютеры кто-то навещал с сайта Spylog.net. Домен был зарегистрирован в Валенсии (Испания). Для контакта предлагалось связаться по подозрительному электронному адресу pz@virus.ru с Петром Зайцевым (сейчас владеет собственной фирмой в Кремниевой долине). В конце концов московские знакомые заокеанских блогеров подтвердили, что SpyLog — «уважаемый и большой по русским меркам бизнес». Никакого вреда американским компьютерам вторжение не причинило, и буря стихла.
История SpyLog, вспоминает бывший гендиректор компании Сергей Бабаянц, начиналась в 1999 году в подвале, где арендовала помещение торговавшая компьютерами фирма Андреева «Вирус». SpyLog изучала поведение пользователей в сети и зарабатывала на продаже аналитических отчетов владельцам веб-ресурсов, рекламным агентствам, маркетологам.
«Это была первая российская служба статистки, которую можно было использовать как систему веб-аналитики», — объясняет достоинства SpyLog председатель совета директоров холдинга «Активист» Леонид Филатов. В 2007 году «Активист» заплатил за SpyLog около $3 млн. Выручил ли что-то от сделки Андреев, неизвестно: он покинул проект в январе 2002 года. По словам Бабаянца, еще работая в SpyLog, команда Андреева уже делала следующий проект — «Бегун».
Почему Андреев ушел? По мнению Филатова, его призвание — запускать новые проекты. Андреев из тех, кто может «в подвале сделать штучку, продать за $100 000 и заняться новой», говорит Филатов.
«Бегун» стал первой российской системой размещения контекстной рекламы с оплатой за клик. Рекламодателю нужно только подобрать ключевые слова, рассказывающие о его товарах или услугах, и баннер или ссылка появляются на сайтах, интересных потребителям именно таких товаров и услуг. Рекламодатель платит за результат (число переходов на его сайт), а цена клика устанавливается как на аукционе: кто больше заплатил — тот виднее на рекламной площадке. Соответственно, для автосалона цена клика была выше, чем для книжного магазина. Оплатив рекламу банковским переводом, кредитной картой или через курьера, можно мгновенно начать рекламную кампанию. В рунете произошла рекламная революция.
«Поначалу работали за пустующими компьютерами в офисах друзей, —вспоминал в интервью «Финам FM» гендиректор «Бегуна» Алексей Басов. — Потом сняли офис в ветхом доме на Остоженке: засыпая ночами над клавиатурой, вздрагивали от беготни мышей». Через несколько месяцев после запуска «Бегун» вышел на операционную прибыль. За полтора года фирма провела кампании для 20 000 рекламодателей при средней цене одной — $50 в месяц. Месячный оборот достиг $150 000. К Андрееву стали обращаться потенциальные инвесторы. Тогда его и познакомили с Виктором Ремшей из «Финама».
Ремша искал интернет-проекты для инвестирования. Встретились в кафе на Мясницкой и, обсуждая сделку, исписали несколько салфеток, рассказывает инвестбанкир. В конце 2003 года 80% акций «Бегуна» перешли к «Финаму» за $0,9 млн.
Новому хозяину эти инвестиции принесли хороший доход. Через два года «Финам» продал блокпакет «Бегуна» Rambler Media за $0,75 млн. В 2007 году Rambler купил еще 25%, уже за $18 млн. «Финам» мог бы заработать и больше, когда в 2008-м Google предложил за 100% акций «Бегуна» $140 млн. Но сделку заблокировала антимонопольная служба — якобы из-за того что Google представил «недостоверную информацию». Однако неофи циально в Rambler рассказывали, что продавать «стратегический актив» американцам запретил лично Владимир Путин.
Андреев и на этот раз заработал на своем проекте сущие крохи. Но он уже загорелся новой идеей.
Игра на тщеславии пользователей
Ремша рассказывает, что следующую разработку, службу знакомств «Мамба», они с Андреевым продумывали вместе. Тогда только появилась услуга по сбору SMS-платежей, и надо было понять, как ее можно использовать. Андреев полагал, что в отличие от сходных сервисов, которые за доступ к базе «невест и женихов» требовали немалую абонентскую плату, на «Мамбе» регистрация должна была быть бесплатной и — анонимной. А еще он хотел сыграть на тщеславии пользователей — позволить им повышать свою популярность на сайте и, соответственно, число заходов в профиль. Так родилась идея механизма по продвижению анкет на первую страницу за небольшие деньги. Примерно за $1. «Такого не было ни у кого», — восхищается Ремша.
Большинство российских интернет-стартапов просто копирует западную модель. «А «Мамба» была уникальной, — подчеркивает экс- президент компании Никита Шерман. — Вместе с редкими тогда онлайн-играми она создавала спрос на SMS-платеж». И если предыдущие проекты Андреева были связаны с рекламой, здесь он решил хотя бы поначалу избавить пользователей от ее назойливого присутствия.
Андрееву удалось почти невозможное: объединить в партнерскую сеть с единой базой данных от «Мамбы» сотни сайтов знакомств, включая принадлежащие прямым конкурентам — Rambler и Mail.ru. Вслед за механизмом «подъема» профиля появилась услуга «Гонка за лидером» — аукцион за самое видное место на главной странице сайта. Шерман называет это способом показать, что «ты не один из миллионов, а один из единиц». «В пиковое время, пятницу вечером, лучшее место будет стоить $1000, — рассказывает он. — Некоторые кидают эту тысячу одной эсэмэской».
Купив в 2005 году «Мамбу», глава «Финама» не пожалел: в 2009-м ее выручка достигла 664 млн рублей при EBITDA 48%. Число ее пользователей превысило 12 млн человек.
В 2007 году «Финам» продал 30% «Мамбы» за $18 млн Mail.ru, которая входила в интернет-холдинг DST Юрия Мильнера. Остальная часть «Мамбы» стала главным активом (73,9%) венчурного фонда «Финам-ИТ», чистые активы которого оцениваются в 3 млрд рублей.
Старт в Европе
Несмотря на бешеный успех в России и усилия команды экспатов, на Запад «Мамба» выйти не смогла. Ее экс-президент Шерман считает причиной «недоверие тамошних пользователей к халяве». «Они привыкли, что служба знакомств — это закрытая среда, где за абонентскую плату получаешь доступ к базе данных, — объясняет он. — Бесплатная регистрация вызывала подозрение». Гир видит проблему в другом. «Мамба» была слишком сосредоточена на знакомствах, — говорит он. — Чтобы стартовать в Европе, нужно было добавить компоненты социальной сети».
Создавая Badoo, Андреев так и поступил. К этому времени он окончательно перебрался в Англию, поселившись в таунхаусе под Лондоном.
И снова проект оказался успешным. Через год после его запуска Google отметил в своем обзоре Year-End Zeitgeist-2007 («Дух времени-2007»), что по числу запросов Badoo обошла все мировые новинки, кроме iPhone.
Не все отзывы были однозначно положительными. Как заметило рейтинговое веб-агентство TopTenReviews, «Badoo — это интересный сайт, который, к сожалению, поставил нас в затруднительное положение: это смесь чата, службы знакомств и рейтинга фотографий, замаскированная под социальную сеть». Перечислив недостатки, включая «изобилие спама», агентство все же поставило Badoo в один ряд c Facebook, MySpace и Bebo. Правда, в России потеснить «Мамбу» Badoo не смогла. Зато во Франции, Испании, Португалии, Латинской Америке и Нигерии ее приняли на ура.
К концу 2007 года у Badoo было 12 млн зарегистрированных пользователей. 2009-й она закончила с 48 млн зарегистрированных посетителей. Сейчас их около 80 млн. Как уверял исполнительный директор компании Нил Брайант, «20% пользователей платят за поднятие профиля [один евро] раз в месяц, а некоторые делают это восемь-девять раз в день». По самым скромным оценкам, годовая выручка Badoo (без учета платежей за виртуальные подарки и многие другие функции) должна перевалить за $200 млн.
Для сравнения: выручка службы знакомств для взрослых FriendFinder Networks в прошлом году составила $244 млн, чистый убыток — $27 млн, долг — $0,4 млрд. У FriendFinder 109 млн уникальных пользователей (1 млн платных). Компания собиралась разместить свои акции на бирже, рассчитывая выручить за 40%-ный пакет $200 млн. IPO пришлось отложить из-за претензий американской Комиссии по ценным бумагам. Другие, более успешные IPO прошли на японском рынке в разгар кризиса 2008 года. Сначала на токийской бирже разместилась крупнейшая местная социальная сеть Mixi (15 млн пользователей), которую рынок оценил в $0,9 млрд, а через несколько месяцев за ней последовала Gree (7 млн), акции которой мгновенно подскочили на 52%, обеспечив капитализацию более $1,3 млрд.
Пестуя Badoo четыре года, Андреев не зря изменил своей привычке быстро выходить из проектов. «С Badoo он, кажется, научился идти дальше», — размышляет Филатов из «Активиста».
Невероятно, но факт. Интернет-предпринимателя с паспортными данными Андрея Андреева в природе не существует. Даже многие друзья создателя Badoo не знают, что это не имя, а псевдоним. В последний раз Андреев публично назывался собственным именем — Андрей Оганджанянц — на конференции «Интернет-маркетинг-99». Во всех интервью, пока в 2002 году Оганджанянц не перестал их давать, он скрывался под псевдонимом.
Откуда такая скрытность и чем предприниматель занимался до создания SpyLog? Собеседники Forbes, знающие Андреева достаточно близко, рассказывают, что до появления его проектов на российском рынке он несколько лет провел в Валенсии и учился в Лондоне.
Друзья и коллеги, как бывшие, так и нынешние, прежде чем что-то рассказать Forbes, советовались с Андреевым, а потом либо отказывались говорить, либо соглашались только на комментарии о проектах. На запрос Forbes об интервью он заявил, что «не готов говорить с российской прессой».
Один из знакомых Андреева объясняет, что тот «никогда не хотел публичности, и, кроме того, в России у него всегда были опасения насчет личной безопасности и безопасности бизнеса». Один из бывших менеджеров Badoo Рик Бейкер добавляет, что Андреев не любит фотографироваться.
Впрочем, эту сдержанность и недоверчивость можно объяснить семейной трагедией. Один из собеседников Forbes рассказал, что отец Андреева, Вагнер Оганджанянц, был видным ленинградским ученым-физиком, который «то ли попал в автокатастрофу, то ли на него было нападение, но он очень сильно пострадал». Судя по обнаруженным Forbes патентам, последний из которых датирован 1984 годом, разработки Оганджанянца-старшего находили применение в подводной плазменнодуговой резке металлов. Разработки его сына, возможно, не такие наукоемкие, зато коммерчески куда более успешны.