Nokia: пример для патентного подражания
Главной темой деловых СМИ остается судебное решение о взыскании с Samsung Electronics более $1 млрд в пользу Apple за нарушение патентов. Прецедентный вердикт всерьез повлиял на позиции ведущих игроков на технологическом рынке, одних поставив под угрозу репутационных и финансовых издержек, а другим даровав шанс на возвращение утраченных позиций.
Ко второй группе, безусловно, относится «периферийный» участник глобальных патентных войн, все еще не утративший амбиций лидерства финский гигант Nokia Corp. Пока мир следил за бьющими новые рекорды котировками Apple и откатывающимися более чем на 7% котировками Samsung, акции одного из крупнейших производителей мобильных телефонов подскочили на 7,70%. Nokia, так и не сумевшая застолбить за собой крупную долю на рынке смартфонов, после решения калифорнийского суда может превратить в механизм борьбы с конкурентами собственное богатое патентное портфолио. За 20 лет компания аккумулировала более 30 000 патентов и около 10 000 запатентованных инноваций в диапазоне от технологий беспроводной передачи данных до аппаратной «начинки» мобильных устройств. Стоимость портфолио, по оценкам аналитиков, составляет от $5 млрд до $13 млрд, пишет во вторник газета The Wall Street Journal.
Приведенные цифры в ближайшее время могут легко быть пересмотрены в сторону повышения. Причиной тому — эпизод судебной тяжбы Apple с Samsung, во время которой юристы американской компании привели линейку смартфонов финского производителя на операционной системе Windows Phone от Microsoft как пример продукта-конкурента, не вступающего на территорию интеллектуальных прав разработчика iPhone. Заочным снятием с Nokia подозрений Apple невольно сыграла на руку компании. При этом в прошлом году американский гигант сам совершил единоразовый платеж в адрес Nokia за отказ финнов от любых патентных разбирательств. Основными жертвами претензий Nokia на сегодня считаются HTC и Research In Motion.
Apple и Facebook: инь и ян фондового рынка
Если вы вдруг не следили за американским фондовым рынком в последние месяцы, то восполнить пробел можно легким упражнением: включите ваш iPhone и проверьте свой аккаунт в Facebook. Именно за успехами и провалами разработчика самого популярного смартфона и оператора крупнейшей социальной сети аналитики напряженно следили все лето, констатирует в колонке для The Wall Street Journal редактор издания Франческо Геррера. Apple продолжает пожинать лавры рыночного лидера и наслаждаться статусом «самой дорогой компании в истории», в то время как Facebook приходится привыкать к новой реальности двукратного обвала стоимости акций с момента майского IPO. «Зазор» между текущими капитализациями компаний в $621 млрд и $42 млрд эквивалентен ВВП Южной Африки, и эта дистанция между «инь и ян американской биржи» ярко иллюстрирует нравы современных инвесторов.
Во-первых, глобальная неуверенность игроков и сверхнизкие процентные ставки переориентируют рынок на долгосрочную перспективу. Именно этим можно объяснить феномен Apple — компании, дела у которой идут хорошо уже очень давно. Нынешние рекорды — это не сиюминутная реакция на цифры продаж iPhone, а уверенность в умении компании генерировать прибыль. «Люди анализируют две бизнес-модели и говорят: «Да, Apple всегда будет на вершине, а вот насчет Facebook я что-то не уверен», — рассуждает профессор финансов и права Университета Сан-Диего Фрэнк Партной. И если мысль о «пузыре» вокруг детища Марка Цукерберга все еще представляется вам несостоятельной, просто посмотрите на «свалку» предыдущих любимцев технологической отрасли — от Netscape до Myspace, а также не забудьте взглянуть на армию «раненых» гигантов вроде Nokia, HP и RIM, призывает Геррера. Однажды оступиться может и Apple, но пока инвесторы в это не верят, и тому есть целый ворох причин: первоклассный бренд, выигрышная диспозиция в патентных войнах (в чем на днях убедилась Samsung), накопленная денежная «подушка», развитые инновации и высокая производительность труда (благодаря последнему показателю в среднем сотрудник Apple генерирует для работодателя на 64% больше выручки, чем его коллега из Facebook).
Второй большой вывод относится к вопросам управления. Оба CEO — Тим Кук и Марк Цукерберг — новички топ-менеджерского цеха. Однако между ними есть принципиальная разница: первый унаследовал пост от легенды менеджмента, второй сам превратился в такую легенду в процессе создания компании. Реакция рынка в обоих случаях однозначна: с момента смерти Стива Джобса акции Apple подорожали на 78%, с момента назначения Цукерберга на пост гендиректора публичной компании котировки Facebook обвалились на 49%. Ажиотаж, затмивший трудности управления в операторе соцсети в преддверии IPO, теперь приводит к дополнительным проблемам, соглашается профессор менеджмента Йеля Джеффри Зоненфельд. Тем не менее если Цукерберг теперь «натянет худи на глаза» и откажется от решения первостепенных задач, рынок отреагирует еще большим раздражением, предупреждает эксперт.
Третье следствие отношения инвесторов к Apple и Facebook — рациональный подход к рекомендациям «продавать» и «покупать» акции. Распространенным становится следование знаменитому афоризму Уоррена Баффетта: «Опасайтесь, когда других охватывает жадность, и становитесь жадными, когда других охватывает страх». Полезно будет обратить внимание на два порядка цифр. Во-первых, с учетом коэффициента инфляции Apple пока не дотягивает до рекордных капитализаций Microsoft, General Motors и IBM в периоды их пиков. Оптимисты в этой связи утверждают, что у производителя iPhone еще есть потенциал роста, пессимисты предрекают спад после завершения эры рыночного доминирования «продуктов эпохи Джобса». Второй момент заключается в соотношении капитализации к прибыли. У Apple показатели различаются примерно в 13 раз, у Facebook — в 30 раз. Поэтому успех одних и провал других на самом деле вовсе не выглядит несправедливостью.
Несмотря на репутацию преследователей сиюминутной наживы, инвесторы становятся все более хладнокровными и расчетливыми, даже при оценке таких «горячих» компаний, как Apple и Facebook.