В четверг в Сан-Франциско глава и основатель Facebook Марк Цукерберг на конференции для разработчиков «f8» представил целый ряд изменений в интерфейсе и функционале социальной сети, которые существенно изменят ее облик.
Интернет переполнен разнообразным контентом, говорит Цукерберг. Каждый день сотни миллионов людей читают новости, смотрят видео и слушают музыку онлайн. Полтора года назад Facebook явил миру кнопку «Like», которая теперь вмонтирована почти в каждый сайт и позволяет моментально делиться информацией о понравившемся контенте со своими знакомыми. Сегодня Facebook решил пойти еще дальше и хочет фиксировать абсолютно все действия своих пользователей. Неважно, понравился ли человеку просмотренный видеоролик или прочитанная статья, — информация о его времяпрепровождении моментально отобразится у его друзей в специальной новой панели под названием «тикер» (ticker).
Чтобы реализовать эту идею на практике, Facebook усовершенствовал протокол Open Graph, с помощью которого независимые разработчики могут интегрировать социальный граф Facebook в свои сервисы. На конференции Цукерберг продемонстрировал возможности использования Open Graph на примере интеграции с музыкальным сервисом Spotify. Информация о любой прослушанной через Spotify песне будет дублироваться в тикер и моментально становиться доступной для прослушивания всем друзьям: им нужно будет просто нажать кнопку «play».
«Идея Open Graph родилась из понимания, что у нас нет ни малейшего шанса создать все необходимые пользователям сервисы самостоятельно. Следовательно, нам необходимо придумать удобную экосистему для сторонних приложений», — заявил недавно Цукерберг журналисту Стивену Леви. Facebook не хватит ресурсов для прямой конкуренции со Spotify, а самой музыкальной компании бессмысленно пытаться выстраивать собственную социальную инфраструктуру. Глава сервиса интернет-проката кинофильмов Netflix Рид Хастингс, выступавший на «F8», проиллюстрировал ожидания от сотрудничества своей компании с Facebook следующей историей: «Мы обсуждали перспективы социального телевидения, и Марк спросил меня, как сильно Netflix планирует вырасти в следующем году. Я назвал цифру, и тогда он просто умножил ее на два и сказал, что именно это будет считать успешным результатом сотрудничества».
Помимо Spotify и Netflix свои приложения к Facebook с использованием Open Graph запустят музыкальный сервис Rhapsody, интернет-радио Slacker, видеохостинг Vevo и сотни других компаний. Теперь исчезнет необходимость покидать Facebook, чтобы посмотреть телесериал, прочитать газетную заметку или даже сделать пожертвование пострадавшим от землетрясения в Японии. Поводов закрывать страничку социальной сети в браузере в скором времени вообще останется крайне мало — Facebook собирается заменить собой значительную часть интернета.
При этом абсолютно вся активность пользователя во всех приложениях будет педантично протоколироваться и отображаться как в тикере его друзей («Иван Петров сейчас слушает Моцарта через Spotify»), так и в личном профиле, который тоже будет полностью переделан. На его место приходит Timeline — своеобразная хроника жизни отдельно взятого человека, объединенная с семейным фотоархивом. В нем хронологически изложены подробности его биографии — фотографии с выпускного бала, расставания с возлюбленными, смены профессии, отчеты о путешествиях и так далее. Если воспользоваться метафорой вице-президента Facebook Криса Кокса, раньше профиль пользователя на Facebook содержал базовые сведения, которые можно было пересказать за первые пять минут знакомства с новым человеком: возраст, место работы, семейное положение. Информации же в Timeline наберется на хорошую многочасовую беседу. (Timeline станет доступен в ближайшие несколько недель, однако есть способ заполучить его прямо сейчас.)
Если для среднестатистического пользователя Timeline станет наглядной и очень подробной автобиографией, то для Facebook это огромный массив статистической информации о вкусах, предпочтениях и привычках конкретного человека. Используя эти данные, Facebook сможет продавать беспрецедентную по своей направленности на целевую аудиторию рекламу. Нет ничего удивительного, что компания пока не торопится c IPO. В этом году ее выручка, существенная часть которой приходит именно от рекламы, может, по оценкам аналитической компании eMarketer, превысить $4 млрд. Возможно, в Facebook придумали, как вывести финансовые показатели на новые высоты.
При желании Facebook можно будет настроить таким образом, что информация о деятельности пользователя не будет видна никому или видна лишь списку его близких друзей. Но все равно нововведения почти наверняка спровоцируют новую волну обвинений в адрес Facebook в нарушении тайны личной жизни. Цукерберга это мало заботит: он уверен, что Facebook существует именно для того, чтобы делиться с друзьями информацией о себе — чем больше, тем лучше. Аудитория социальной сети, возможно, к этому также готова. В этом году Facebook ежедневно посещали около 500 млн пользователей, чтобы поделиться друг с другом 4 млрд ссылок, видео и фотографий. И каждый год это число увеличивается вдвое. Социальная сеть, пользователи которой уже просматривают больше триллиона страниц в месяц, действительно имеет некоторые шансы подменить собой интернет.