К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Война миров Apple, Google, Microsoft: кто победит?

Война миров Apple, Google, Microsoft: кто победит?
Компании, когда-то работавшие в разных сферах, становятся прямыми конкурентами. Каждая стремится создать для пользователя целый мир, от «железа» до разветвленной системы облачных сервисов. Сможет ли один из этих миров победить остальные?

Готовящаяся на этой неделе презентация Windows 8 — эпизод в нарастающей борьбе конкурентной борьбе, но не за господство той или иной операционной системы, а за новые миры, которые создают для пользователей когда-то работавшие в разных областях и не конкурировавшие друг с другом Apple, Google, Microsoft, Amazon. В течение пары ближайших лет обычные компьютеры перестанут быть главными устройствами, встав в один ряд со смартфонами, планшетами или консолями. Рынок планшетов может превзойти рынок ПК уже к концу 2013 года. Такое равенство совершенно разных устройств было бы абсолютно невозможно без надстройки, которая их объединяет и «уравнивает в правах». Место этой надстройки заняли облачные сервисы. И это явление гораздо более важное, чем принято думать.

Бум планшетов, будто бы специально созданных для чтения книг или просмотра фильмов, заложил два мифа, связанных с «посткомпьютерными» устройствами. Первый: все они нужны главным образом для потребления контента. Второй: облачные сервисы являются хранилищем этого самого контента, аналогом вашего домашнего диска с документами, фильмами и музыкой, только диск этот находится где-то в дата-центре на другом конце света, и зайти в него можно со смартфона или любого другого устройства.

И первое, и второе не вся правда. Конечно, на iPad можно смотреть сериалы из iTunes Store, для смартфона на Android можно установить игру из Google Play, а Kindle Fire в основном покупают, чтобы читать книжки из магазина Amazon. Но главная цель любой надстройки — как можно сильнее привязать покупателя к себе, дать ему возможность удобного совместного использования всех устройств и сервисов производителя. Пользователю не просто продают устройство и предоставляют удаленное хранилище для информации — для него создают целую «экосистему». И соревнуются сегодня между собой не читалки, смартфоны или программы навигации, а создаваемые каждым из производителей миры — системы предоставляемых услуг. Если у конкурента есть свой уникальный магазин, поиск, карты или что-то еще, то их необходимо иметь и тебе. (Последнюю тенденцию хорошо описывает отказ Apple от карт Google: в условиях, когда главный конкурент тормозит развитие навигации на iOS, рано или поздно приходится разрабатывать собственный аналог.) Каждая «экосистема» стремится быть как можно более полной и изолированной от других. И каждая старается, кроме того, предоставить что-то свое, необычное. Как они создавались и к чему пришли?

Apple: от «железа» к облакам

Apple: от «железа» к облакам

Что уже есть: Цифровой магазин iTunes Store (2003), облачный сервис iCloud (2011), устройства под управлением iOS и OS X.

В начале 2001 года Apple выпустила простой аудиоплеер iTunes, но уже к осени программа поменяла свое предназначение: после выхода iPod она взяла на себя роль хаба, синхронизирующего музыку, которая хранится на компьютере и в плеере. В 2003-м компания создала рынок цифровой музыки, запустив встроенный магазин iTunes Store, который постепенно перешел к продаже видео, книг и программ и стал синонимом цифровой дистрибуции (более 60% рынка цифровых продаж музыки в 2012 году).

iTunes оставался незаменимым хабом фактически до появления iCloud осенью прошлого года. Цель облачного сервиса Apple — уже не столько хранение контента (которое весьма урезано), сколько синхронизация данных и общение внутри экосистемы: аккаунт Apple можно использовать не только для покупок, но и для связи c помощью iMessage, FaceTime и новых фотопотоков iOS 6. Этим компания создает целое сообщество вокруг своих продуктов: не маркетинговыми средствами, как раньше, а техническими «фичами».

Google: от поиска к облакам и обратно

Google: от поиска к облакам и обратно

Что уже есть: мобильная ОС Android (2008), браузер Chrome (2008), облачное хранилище Google Drive (2012).

Сам по себе аккаунт Google является лишь универсальным средством аутентификации, а для хранения файлов можно использовать запущенный недавно Google Drive. В то же время экосистема компании является по-настоящему облачной: в отличие от Apple, которая заинтересована в первую очередь в продаже устройств и лишь потом в использовании магазина, Google не интересуется «железом» и бесплатно раздает Android и Chrome, в которые по умолчанию интегрированы сервисы компании.

Фактически политика Google заключается в том, чтобы любыми средствами увеличить (или сохранить на высоком уровне) рыночную долю использования своего основного бизнеса, поиска и контекстной рекламы. Все новые сервисы строятся вокруг основного, но сами рассчитаны на все большее вовлечение пользователей в экосистему. Выходит цепная реакция: например, популярность  Google подталкивала продажи Android, а те, в свою очередь, увеличивали использование сервисов Google.

Amazon: самое простое среди облаков

Amazon: самое простое среди облаков

Что уже есть: цифровая дистрибуция Amazon.com (2007), планшеты линейки Kindle Fire (2011).

В 2007-м году с целью увеличения продаж глава Amazon Джефф Безос (на фото) запустил магазин цифровой музыки Amazon MP3, с выходом читалки Kindle был создан рынок электронных книг. Уже в 2010-м электронные книги занимали 64% книжных продаж Amazon.

Kindle Fire — продолжение этой идеологии на новом уровне и с новыми средствами. Компания действует подобно Google: продает устройства как можно дешевле, а взамен получает новую витрину и полное господство в своей нише объемом в 22% рынка планшетов. Местный облачный сервис, Amazon Cloud Drive, прост, как и дотируемые планшеты: это хранилище для музыки, видео, книг и собственных файлов. Amazon специально играет на понижение, урезает все возможности и уходит от прямой борьбы. Apple, Google и Microsoft так или иначе вынуждены конкурировать, придумывать что-то сложное и развенчивать миф о том, что современные устройства созданы не только для потребления контента; Amazon это не нужно.

Microsoft: экосистема для работы

Microsoft: экосистема для работы

Что уже есть: XBox Live (2002), облачное хранилище SkyDrive (2012), устройства под управлением Windows 8 и Windows Phone 8 (2012).

В отличие от трех предыдущих компаний Microsoft кажется динозавром из прошлого века, который живет за счет обреченной платформы. Это и так, и не так. Да, PC уступает свою долю планшетам, продажи в единицах стабилизировались, а потом начали падать (в третьем квартале 2012 года продано 87,5 млн, или на 8% меньше, чем годом ранее), но платформа остается огромной: в прошлом году было продано 353 млн компьютеров, а доля Windows близка к 90%. И в то же время Windows Phone 7 проиграла конкурентам на мобильном рынке, за которым отдаленное (или не очень) будущее.

Скорый выход Windows 8/RT должен помочь компании на мобильном рынке: у Microsoft наконец-то появится собственная разветвленная экосистема из компьютеров, вменяемых планшетов и смартфонов, которые будут синхронизироваться через файловое хранилище SkyDrive — последним можно воспользоваться и сейчас. И если кажется, что эта схема повторяет Apple, то можно вспомнить про два козыря у Microsoft в рукаве.

В 2001-м году, стараясь подорвать доминирование Sony на рынке консолей, компания запустила XBox, а вместе с ним и игровой сервис XBox Live. Спустя десять лет XBox 360 — главная консоль нынешнего поколения, которая к концу своего жизненного цикла расширила свое предназначение и стала не только железом для запуска игр, но и успешным домашним медиацентром: с ее помощью можно, например, покупать музыку и видео для домашнего телевизора. Магазин Xbox 360 и игровые отчисления только в последнем квартале принесли Microsoft $2 млрд дохода (продажи Windows — 3,2$ млрд).

Но если консольный успех довольно косвенно может повлиять на грядущие продажи планшетов, то осенний выход Office 2013, активно использующего SkyDrive, — явное конкурентное преимущество. Microsoft оказывается в интересном положении. С одной стороны, ей, как и Apple, важны продажи «железа», с которого она получает отчисления. C другой стороны, как и Google, Microsoft является обладателем сверхпопулярного офисного сервиса, с помощью которого можно разогнать продажи этого самого «железа». Такая схема позволит перехватить большинство бизнес-пользователей, и Microsoft, в отличие от конкурентов, будет иметь экосистему не только для отдыха, но и для работы — в компании, видимо, на это и рассчитывают.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+