Год запуска: 2005
CEO: Салар Камангар
«Гики» воспринимают социальные инициативы Google в диапазоне от сдержанной иронии до неприкрытого злорадства. Orkut взлетел только в Бразилии, не считая интереса со стороны финнов, на языке которых название соцсети означало «многократные оргазмы». Buzz был настолько сложным, что прекратил существование, так и не открывшись широким массам. Скверно обстоят дела и у Google+. Менеджеры Google рассказывают о стремительном росте числа пользователей, но соцсеть напоминает заплутавшему пользователю Gmail город призраков.
Казалось бы, Сергей Брин и Ларри Пейдж, построившие поисковую империю на математически выверенных алгоритмах, не способны развивать что-то более гуманистическое. Однако это упрощение: у Google есть успешный социальный проект — YouTube.
Этот хостинг с функционалом соцсети — монополист рынка и жанра онлайн-видео, а также один из популярнейших сайтов на планете. Его рыночная доля среди всех видеохостингов составляет около 44% (в 20 раз больше, чем у ближайшего конкурента). Количество уникальных посетителей в месяц превышает 800 млн человек. Каждый месяц люди тратят на YouТube около 3 млрд часов своего времени, погружаясь в бездны пользовательского видеоконтента.
YouTube достаточно социален: около 100 млн человек в неделю проявляют разнообразную активность — отправляют видео друзьям, оставляют комментарии, жмут «лайки» и подписываются на интересующие их каналы.
YouTube vs Facebook
Ролики из YouTube гуляют по Facebook, однако масштаб этого явления значительно меньше, чем можно представить. На долю сети Цукерберга приходится лишь 1,3% времени, проводимого людьми за просмотром онлайн-видео. Наверняка Facebook хотел бы увеличить этот показатель, но качество в данном случае значительно важнее количества. Сага о том, как черепаха живьем съедает голубя, не представляет для Facebook интереса — едва ли этот трэш привлечет рекламодателя. Соцсеть №1 волнует тот контент, который можно монетизировать. Например, Facebook сейчас пытается уговорить сервис потокового музыкального видео Vevo (владеют самым популярным каналом на YouTube) сменить площадку и перейти к ним.
Тем временем YouTube трансформировался из хранилища разрозненных роликов в более-менее продуманное телевидение. Вокруг сайта формируется собственная культура из комиков, музыкантов и режиссеров, которые видят YouTube как канал для дистрибуции творчества. На них подписываются миллионы юзеров, а партнерская программа YouTube приносит десятки тысяч долларов рекламных доходов в год. Эти сетевые авторитеты могут стать аттракторами аудитории, если Google все-таки соберется строить соцсеть не с нуля, а на основе уже существующего успешного продукта.